Posted 9 февраля 2010,, 21:00

Published 9 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:00

Updated 8 марта, 07:00

Кредитные террористы

9 февраля 2010, 21:00
Дело коллекторов – заставить заемщика платить по долгам. Лишь испробовав все разрешенные законом меры воздействия, они могут обратиться в суд. Однако в кризис сами должники стали активно сутяжничать с мытарями. За последний год число поданных ими исков выросло в 1,5 раза.

Америка продолжает жить в кредит. Не с таким, конечно, размахом, как до начала кризиса, но все же люди активно занимают деньги. Отдать вовремя и сполна удается не всем. Тогда в дело вступают коллекторы – профессионалы по выбиванию долгов. Сначала они начинают заваливать заемщиков письмами с просьбами вернуть долг, постепенно послания становятся строже, а действия мытарей – настойчивее и агрессивнее. В ход идут письма по электронной почте, телефонные звонки с угрозами, прочие меры воздействия. Их арсенал зависит от степени изобретательности агентств. И только если все это не срабатывает, коллекторы идут в суд, чтобы получить там санкцию на арест имущества должника и его продажу.

Однако в последнее время роли все чаще меняются, и теперь уже должники жалуются в суд на коллекторов. Основанием для подачи иска, как правило, становится нарушение агентствами положений Сборника законов о справедливом возвращении долгов (FDCPA). По целому ряду вопросов федеральное законодательство стоит на стороне должников, признавая отдельные методы работы коллекторов нелегальными. «Спад в экономике заставляет коллекторов действовать более агрессивно, а должникам придает отчаяния и смелости», – комментирует ситуацию Стив Катц. Бывший коллектор, он теперь переметнулся в стан противника и возглавляет чат Debtorboard, на котором должники могут пожаловаться на не в меру ретивых мытарей.

В 2009 году американским судам пришлось рассмотреть 8347 исков заемщиков к коллекторским агентствам. Это на 55% больше, чем в 2008 году, и вдвое больше, чем в 2007-м. В большинстве случаев люди обоснованно жалуются на избыточную агрессию. Но есть и другие истцы. Чаще всего это крупные должники, не вернувшие десятки, а нередко и сотни тысяч долларов. Они практически не выходят из судов, подавая иски к коллекторам один за другим без разбора в надежде, что благоприятные для них вердикты отпугнут следующие агентства. Таких сами коллекторы опасаются и называют «кредитными террористами».

Представители коллекторских агентств, отстаивая честь мундира, утверждают, как правило, что действуют в строгом соответствии с правилами FDCPA. Правда, допускают, что ошибки порой, конечно, случаются. Оправдываются они тем, что в законах некоторые процедуры нередко прописаны очень туманно. Например, из них трудно понять, можно или нельзя звонить должникам и оставлять им послания на автоответчики. Кстати, большинство жалоб и исков должников касаются именно «технических нарушений». «В одних штатах телефонные звонки считаются нарушением закона, а в других они разрешены,– рассуждает Розана Андерсон, исполнительный директор Ассоциации профессиональных сборщиков долгов и кредитов. – FDCPA тоже нуждаются в изменениях и должны идти в ногу со временем». С ней согласен Томас Стоктон, директор Credit Mediators Inc., коллекторского агентства из Пенсильвании. Он убежден: закон должен защищать представителей этой профессии. По его словам, коллекторы ежегодно возвращают американскому бизнесу более 40 млрд. долларов. Их клиенты в свою очередь платят налоги государству от своей прибыли, которая потом возвращается тем же самым американцам, которые так упрямо отказываются платить по долгам.

"