Posted 8 декабря 2015,, 21:00

Published 8 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:09

Updated 8 марта, 03:09

Страницы разведчика

8 декабря 2015, 21:00
В ближайшее время, возможно, будет объявлено о высылке кого-либо из сотрудников российской дипмиссии в Японии. Такое предположение напрашивается, исходя из логики шпионского скандала, который разразился в Стране восходящего солнца. Его участники – руководство вооруженных сил Японии, российское посольство и некто Сергей

Министр самообороны Японии Кен Накатани выразил сожаление в связи с «чрезвычайно прискорбным происшествием», которое может подорвать доверие к вооруженным силам страны. Речь идет о деле, которое японские СМИ и военные комментируют крайне осторожно: ведь оно чревато внешнеполитическим скандалом. Неделю назад появились сообщения о том, что под стражу взят 64-летний генерал-лейтенант Кадзусиге Идзуми, а также еще пятеро офицеров – трое действующих и двое отставных. Им инкриминируется утечка секретных сведений. Якобы генерал, находясь на неких курсах повышения квалификации, скопировал несколько страниц (начиная с четырехсотой страницы) из учебника и в мае 2013 года переслал его некоему человеку, которого в японских СМИ именуют «Сергеем Ковалевым». Возможно, это не настоящее имя, а псевдоним, придуманный для публики либо японскими журналистами, либо японскими спецслужбами. Известно, что Ковалеву 50 лет. В каких отношениях от находится с российским посольством, непонятно. Роль сообщников Идзуми, в числе которых имеется, по крайней мере, один генерал, также не очень ясна. Возможно, вопреки сообщениям японских СМИ, генерал скопировал отнюдь не только одну страницу учебного пособия.

Можно предположить, что российский разведчик, если таковой имеется, не был взят с поличным: в этом случае, если судить по опыту прежних шпионских историй, имевших место в Японии, громкий скандал грянул бы немедленно. Скорее всего, сообщение о высылке какого-либо российского дипломата последует позднее, когда японские власти решат, что наступил подходящий момент.

Что касается Идзуми, то его будущее незавидно – в случае, если его вину докажут, естественно. Конечно, прошли времена Рихарда Зорге, которого, напомним, казнили в 1944 году за шпионаж в пользу СССР. Даже просто большие сроки за разведдеятельность в Японии в наши дни дадут только в крайнем случае, если уж очень сильно насолить своей родине. Но и минимально строгий приговор в виде огромного штрафа, лишения наград и званий может быть в японских условиях эквивалентен высшей мере наказания. Честь – это то, чем японцы, даже не носящие погоны, очень дорожат. Настолько дорожат, что одного лишь обвинения, допустим, в коррупции бывает достаточно, чтобы иной чиновник, занимающий в государстве куда более высокое положение, чем Идзуми в армии, свел счеты с жизнью.

"