Posted 8 декабря 2008,, 21:00

Published 8 декабря 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:40

Updated 8 марта, 07:40

Пленных не отдавать

8 декабря 2008, 21:00
Вчера ЕС начал первую в своей истории совместную военно-морскую операцию. Шесть военных кораблей и три самолета наблюдения из восьми европейских стран к 15 декабря должны заменить в Аденском заливе натовские патрульные суда. Кроме того, в этих водах уже находятся подразделения 5-го флота США и международного соединения

Среди тех, кого по-прежнему удерживают в неволе, – моряки захваченного еще 25 сентября украинского судна «Фаина» с 17 членами экипажа на борту (включая двух россиян и одного жителя Латвии). Пираты поначалу считали эту операцию большим успехом – ведь вместе с «Фаиной» им удалось захватить 33 танка и еще целый арсенал вооружений, перевозившихся на этом судне.

Вчера пришло сообщение, что переговоры между владельцем «Фаины» и сомалийскими разбойниками временно приостановлены – пираты обвинили украинскую сторону в задержке выкупа. Насчет суммы споров, похоже, больше нет – по последним данным, с сентября она понизилась с 20 до 3,7 млн. долларов.

На вопрос «НИ» могут ли помочь в этой ситуации ВМС Евросоюза, эксперт в области безопасности международного судоходства, главный редактор издания «Морской бюллетень – Совфрахт» Михаил Войтенко заметил, что «европейцы-то как раз больше всего рады, что, по крайней мере, это дело их напрямую не касается – хватает забот с другими судами». Основная проблема, по мнению эксперта, заключается в том, что «чем дальше, тем больше растут разногласия между пиратами – непосредственными исполнителями, и теми, кто их опекает на суше». Ведь сами захватчики вынуждены делиться награбленным и со старейшинами ряда кланов, и с сепаратистскими «царьками», действующими на территории Сомали. Кроме того, последнее время в регионе активизировалась новая сила – исламистская партия «Аль Шабаб», по слухам, также «эксплуатирующая» морских разбойников.

Девять дней назад еще одной жертвой пиратов могли стать 656 пассажиров американского лайнера «Наутика» и 399 членов его команды. Когда это судно направлялось из Египта в Оман, между берегами Сомали и Йемена оно подверглось неожиданной атаке. Как затем сообщил в своем рапорте глава малайзийского морского агентства, выполняющего в Аденском заливе роль одной из охранных фирм, «Наутика» оказалась более быстроходной, чем скоростные катера бандитов. Лайнер успел уйти в зону, охраняемую кораблями НАТО.

Интересно, что в то время как в американских СМИ развернулась дискуссия по поводу путей решения пиратской проблемы, пресс-секретарь Пентагона Джефф Моррелл выступил со следующим заявлением: «Можно послать военно-морские силы всех стран мира, чтобы они контролировали все суда в регионе, но даже это никогда не решит проблемы. Требуется целостный подход». По его словам, следует, воспользовавшись помощью Африканского союза, решить «экономические и политические проблемы Сомали, которые способствуют пиратству». Предложения нанести «точечные авиаудары» по Сомали чиновник оборонного ведомства комментировать не стал.

Как рассказал «НИ» старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Сотников, «по-видимому, американцы надеются договориться с теми из племенных вождей, кто не поддерживает исламистов. Вряд ли Джордж Буш в последние недели своего президентского срока прибегнет к силовым методам в отношении Сомали. У него и так две войны – иракская и афганская».

"