Posted 8 октября 2006,, 20:00

Published 8 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 08:53

Updated 8 марта, 08:53

Права человека важнее газа

8 октября 2006, 20:00
Комитет по международной торговле Европейского парламента в минувшую пятницу приостановил процесс ратификации временного торгового соглашения между ЕС и Туркменией. Согласно принятому постановлению Евросоюз пойдет на подписание каких-либо торгово-экономических договоров с Ашхабадом только при «явном, ощутимом и последо

Терпение Европарламента переполнили аресты правозащитников Елены Овезовой и Аннакурбана Аманклычева и смерть в ашхабадской тюрьме корреспондентки туркменской службы Радио «Свобода» Огульсапар Мурадовой. Журналистка была задержана в Ашхабаде 18 июня этого года. Сотрудники Министерства национальной безопасности (МНБ) Туркмении увезли ее из дома «на беседу». Домой Мурадова уже не вернулась, и живой ее больше не видели. В тот же день сотрудники МНБ задержали еще двоих правозащитников – Елену Овезову и Аннакурбана Аманклычева. Все трое были связаны с Туркменским Хельсинкским фондом, правозащитной организацией, базирующейся в Болгарии. Овезова и Аманклычев являются действующими сотрудниками этого фонда, а Мурадова в нем работала раньше.

Время для арестов было выбрано не случайно. 19 июня в Ашхабад приезжала делегация Европарламента для оценки целесообразности подписания временного торгового соглашения между ЕС и Туркменией, предусматривающего закупку туркменского газа. Но в Ашхабаде опасались, что разговорчивые правозащитники могут испортить благостную атмосферу переговоров о поставках столь нужного Западу сырья. Министр национальной безопасности Гелдымухаммед Аширмухаммедов обвинил арестованных в подготовке «оранжевой» революции в Туркмении. В качестве «доказательств» приводились их встречи с британскими и французскими журналистами.

С адвокатами и родственниками Огульсапар Мурадовой евродепутатам встретиться не разрешили. В августе суд приговорил 58-летнюю журналистку к 6 годам лишения свободы «за незаконное хранение боеприпасов». А 15 сентября родственникам Мурадовой без официальных объяснений сообщили о ее смерти. Дети забрали тело матери из морга. По их словам, на лбу покойной была огромная рана, на шее – синяки. В связи с этим глава Туркменского Хельсинкского фонда Таджигуль Бегдмедова заявила: «Все действия туркменских властей указывают на то, что она была убита. У нас есть все основания говорить, что Мурадова умерла насильственной смертью, после пыток и издевательств».

Международные журналистские и правозащитные организации выразили крайнюю озабоченность в связи со смертью журналистки Мурадовой. Пресс-секретарь Управления верховного комиссара ООН по правам человека Хосе Луис Диас призвал Ашхабад провести быстрое и независимое расследование обстоятельств случившегося, включая независимую судебно-медицинскую экспертизу и обнародовать ее результаты. Европарламент, в свою очередь, решил наказать Ашхабад, отказав в ратификации временного торгового соглашения ЕС с Туркменией. Европарламентарии требуют от туркменских властей освободить всех политзаключенных, разрешить регистрацию и беспрепятственную деятельность неправительственных организаций, открыть страну для Международного комитета Красного Креста и предоставить мониторинговым механизмам ООН в области прав человека «своевременный доступ» в Туркмению.

"