Posted 8 сентября 2008,, 20:00

Published 8 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:44

Updated 8 марта, 07:44

От лица всей Европы

От лица всей Европы

8 сентября 2008, 20:00
Вчера в Москву прилетел президент Франции Николя Саркози. В повестке дня были переговоры с российским коллегой Дмитрием Медведевым о ситуации в Грузии и Южной Осетии и планы по урегулированию конфликта. Главы государств обсудили ход выполнения «шести принципов стабилизации», которые были приняты еще 12 августа тоже в р

Впрочем, визит Николя Саркози воспринимался в Москве не только и не столько как визит президента Франции, сколько как главы государства, председательствующего сейчас в ЕС. Саркози выражал общеевропейскую позицию. Для пущей важности в гости к Дмитрию Медведеву пожаловали и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, и верховный представитель ЕС по единой внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана. Получился некий мини-вариант саммита Россия – ЕС.

Уже в самом начале встречи, которая проходила в подмосковной резиденции «Майндорф», Саркози узнал от российского президента, что с 12 августа, когда они встречались в Москве и вырабатывали мирный план, многое изменилось. Как напомнил российский лидер, Москва признала независимость Абхазии и Южной Осетии, и это главное. Саркози, в свою очередь, в начале переговоров подчеркнул, что и у России, и у ЕС есть свои принципы и убеждения. Но при этом напомнил, что Евросоюз является «носителем надежды двадцати стран, которые желают доверия и хотят иметь хорошие отношения».

Как уже писали «НИ», столь внушительный десант из европейских политиков стал завершающим аккордом в разговоре межу ЕС и Россией на предмет событий на Кавказе в начале августа. Сначала в Брюсселе, а потом и во французском Авиньоне лидеры стран Старого континента активно размышляли, как же им поступить с Россией. Санкции решили, вопреки громким заявлениям трехнедельной давности, не вводить, однако принципиальность проявить. Причем принцип один – сохранить статус хранителей демократических ценностей. То есть твердо потребовать исполнения всех шести пунктов плана Саркози – Медведев (Россия, по мнению главы французского МИД Бернара Кушнера, выполнила пока только два с половиной пункта). А также направить в район конфликта европейских наблюдателей в количестве 150–200 человек и заняться серьезным расследованием всего произошедшего – то есть кто и почему все это в действительности начал и можно ли было избежать кровопролития.

В Москве к приезду европейцев подготовили свой «ответ Саркози» – россияне объяснили, что окончательно выведут войска, когда будет решен вопрос о том, какие миротворцы и когда их сменят. При этом президент Медведев внес встречные предложения по поводу создания в зоне конфликта международных полицейских сил и заключения между Грузией и Южной Осетией соглашения о неприменении силы. Последнее может поставить под вопрос весь переговорный процесс. До сих пор Михаил Саакашвили категорически отпирался от таких предложений, и, судя по последним заявлениям, грузинский президент все еще не отказался от мысли восстановить территориальную целостность своей страны. В свою очередь, Москва уже сегодня официально объявит об установлении дипломатических отношений с Южной Осетией и Абхазией как независимыми государствами. И даже Саркози тут, похоже, уже не помеха.

Примечательна роль самого французского лидера. Ведь когда еще шли бои в Цхинвали и Гори, он первым прибыл в Москву и переговорил с Дмитрием Медведевым, в результате и были приняты эти шесть пунктов. А на прошлой неделе состоялся его телефонный разговор с российским президентом, в ходе которого обсуждались повестка дня вчерашней встречи и итоги состоявшегося в Брюсселе 1 сентября саммита Евросоюза. С российской стороны была отмечена «конструктивная роль председательствующей в ЕС Франции в принятии в целом сбалансированного решения». А эти слова, особенно с учетом жесткой риторики последнего времени всех задействованных сторон, говорят о многом – Саркози играет роль посредника, который сумел деликатно смягчить большинство не политкорректных и не дипломатичных заявлений сторон.

Более того, по информации «НИ» на встрече в Москве Николя Саркози дал понять российскому президенту, что Грузию в НАТО и ЕС пока никто брать не собирается. Правда, взамен он твердо настаивал по четком исполнении тех самых шести пунктов. Такой своеобразный обмен, выгодный, судя по всему, для двух сторон. Насколько это правда, станет ясно в ближайшие дни, ведь после Москвы европейские политики направились в Тбилиси.

Дмитрий СУСЛОВ, замдиректора (по исследованиям) Совета по внешней и оборонной политике:

– Франция в целом и лично Саркози блестяще использовали представившийся шанс, продемонстрировав всему миру силу и мощь французской дипломатии. Саркози показал, что его страна является полностью независимым игроком на мировой арене, тем самым сделав большой задел на будущее, – отныне к Пятой республике будут относиться еще более серьезно. Недаром Франция однозначно заявила, что Россия и США стали сторонами конфликта и для достижения приемлемого компромисса необходим кто-то, кто беспристрастно смотрит на вещи.

"