Posted 9 августа 2016,, 11:12

Published 9 августа 2016,, 11:12

Modified 8 марта, 02:50

Updated 8 марта, 02:50

Колючие споры

Колючие споры

9 августа 2016, 11:12
«Мы требуем запретить газонокосилки-убийцы»! - эту петицию, запущенную неделю назад в шведских социальных сетях, поддержали уже несколько десятков тысяч человек, причем их число продолжает расти. Если буря не уляжется, парламенту по возвращении с летних каникул придется вплотную заняться необычной проблемой.

Сотни тысяч шведов живут на виллах, окруженных аккуратными подстриженными газонами. Уход за травой обычно осуществляют газонокосилки-роботы, своеобразные «луноходы» в миниатюре, запрограммированные на срезание всего, что возвышается на несколько сантиметров над поверхностью земли.

Как выяснилось, полезный садовый прибор представляет страшную угрозу для ежиков. Первой тревогу забила ветеринар Сюсанна Юхансон из небольшого города Мура.

«Владельцы газонокосилок, останавливайте своих монстров хотя бы ночью!» - обратилась шведская «доктор Айболит» через социальные сети к представителям среднего класса, которые, как правило, проживают в загородных коттеджах и используют дорогие газонокосилки-роботы.

По словам госпожи Юхансон, ежи воспринимают газонокосилки как противников и при их приближении сворачиваются в клубок. Самоходные агрегаты, в свою очередь, принимают ежовые колючки за траву и скашивают их «под бокс».

«Мне и моим коллегам приносят раненых ежей, часто увечья так велики, что приходится усыплять животных», - рассказывает ветеринар.

Скандальная история выплеснулась на страницы газет, за дело взялось влиятельное в стране Общество защиты природы.

«Мы призываем домовладельцев не запускать свои аппараты ночью, когда ежи активны и заняты поисками пищи. Конечно, дневная косьба — дело куда более хлопотное, но зато животные подвергнутся меньшему риску», - заявил Пер Бенгтсон, биолог из Общества защиты природы.

Группа борцов за права ежей готовит поправку к закону, согласно которой будет введен полный запрет на использование роботов.

Между тем в социальных сетях разгорелась полемика между защитниками природы и некоторыми владельцами вилл. Последние утверждают, что дикая природа, защищенная суровыми законами, взяла человека за горло: уже сегодня владение загородными коттеджами стало для многих настоящей мукой.

«Семейство барсуков поселилось под нашим домом, из-за их ходов осел фундамент, в доме пошли трещины, но мы не имеем права выгнать зверей с нашей территории. Закон разрешает лишь переселение в гуманной форме, мы уже год ведем бюрократическую переписку с разными ведомствами на эту тему. Если дело пойдет и дальше так, нам на голову рухнет крыша», - возмущается один из оппонентов «роботоборцев», считающий, что Швеция в защите братьев наших меньших забывает о правах «хомо сапиенсов».

«На нашем участке живут гадюки, у нас маленькие дети, мы боимся выпускать их из дома, но убить змей мы не имеем права, эти твари охраняются законом», - вторит товарищам по несчастью еще одна семья, страдающая от сверхгуманного, на ее взгляд, отношения к представителям дикой и домашней фауны.

Анекдотичная, казалось бы, история противостояния газонокосилок и ежиков дала старт дебатам о том, где должна проходить граница допустимого. Сторонники трезвого отношения к природе вспомнили в этой связи принятый несколько лет назад закон о запрете на сексуальную эксплуатацию животных, который, на их взгляд, наиболее ярко демонстрирует перекосы в деле защиты зверей.

Закон, о котором идет речь, запрещает причинять «психические и физические» страдания животным. Кампания началась с требования ряда общественных деятелей и ветеринаров возродить положение о запрете на зоофилию, которая была удалена из уголовного кодекса в 1944 году.

Четвероногих защищал закон о недопустимости причинения страданий животным. Однако несколько лет назад защитники их прав, поддержанные Союзом ветеринаров и средствами массовой информации, начали успешную кампанию против «маньяков», вынуждающих к сексу собак, кошек, лошадей, овец и прочую домашнюю живность. При этом никто не знал, существует ли проблема в таких масштабах, чтобы ею заниматься на уровне правительственных экспертов и парламента.

Защитники животных опирались на сведения Союза ветеринаров, согласно которым ежегодно фиксируется пара сотен случаев поступления четвероногих пациентов с повреждениями в районе половых органов, а также на доклад государственного ведомства по защите животных. Последнее, ссылаясь на американские исследования, утверждало, что примерно 7% всех мужчин являются зоофилами.

Новый закон расширил права животных по многим направлениям. Жокеям запретили использовать хлыст и плетку во время тренировок и соревнований, фермеры лишились права привязывать домашнюю скотину, у цирковых артистов отняли зверей некоторых видов, например, слонов и морских львов, которые, по мнению авторов закона, тяжело переживают дрессировку и нуждаются в большом пространстве.

Многие шведские фермеры восприняли очередную победу «зеленых» как смертельный удар по национальному сельскому хозяйству. «Закон — наиболее абсурдное проявление нашего ханжеского отношения к животным и природе. Сегодня в обществе доминирует представление о зверях как о своего рода людях, одетых в шкуры и обладающих такими же, как у нас, чувствами и разумом», - возмущалась на страницах газеты Svenska Dagbladet представитель крестьянской Центристской партии Ханна Мари Бьерклунд.

Фермерские организации, протестуя против нововведений, напоминают, что шведское сельское хозяйство уже сейчас едва справляется с зарубежной конкуренцией из-за множества ограничений, призванных защитить братьев наших меньших. Знаменитая Астрид Линдгрен незадолго до своей смерти добилась законодательной защиты кур. Благодаря ей в птицеводческих хозяйствах стали обязательными просторные клетки для птицы, снабженные насестом и опилками. Кроме того, было запрещено разведение кур, несущих крупные яйца, которые причиняли птицам боль. Ограничения были введены на расстояния при перевозке скотины, на проведение научных исследований с использованием животных и на многое другое.

Однако многочисленные защитники «тварей бессловесных» на этом не успокаиваются. К примеру, массовая организация «Фронт освобождения животных» ставит своей целью полную ликвидацию «концлагерей» для свиней, коров, кур, норок и других «жертв фашистского человеческого общества». На своем сайте «Фронт» регулярно сообщает о выпуске на свободу сотен «хвостатых и пернатых», содержащихся на фермах.

В результате деятельности «экоэкстремистов» на грань умирания пришла еще недавно процветавшая меховая индустрия страны. Количество ферм по разведению чернобурок и норок сократилось за десять лет почти в три раза, и все они работают исключительно на экспорт. Меховые магазины в крупных городах Швеции закрылись один за другим, поскольку их владельцы не выдержали оскорблений и нападений.

«Экоэкстремисты превратились в преступные сообщества, ничуть не отличающиеся от мотоциклетных банд. Мы просим правительство остановить их разрушительную деятельность», - с таким призывом к властям обратилось недавно Объединение шведской торговли.

Однако эти слова, как показывает развитие ситуации, являются гласом вопиющего в пустыне. Травля владельцев роботов-газонокосилок, развернувшаяся в социальных сетях после душераздирающих сообщений о «стриженых ежиках», подтверждает мнение пессимистов о том, что в современной Швеции человеку с природой лучше не связываться. Порвут в клочья.

"