Posted 8 августа 2004,, 20:00

Published 8 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

TATI. Жизнь после смерти

TATI. Жизнь после смерти

8 августа 2004, 20:00
Легендарная французская торговая сеть дешевых товаров TATI досталась итальянскому бизнесмену Фабио Луччи за 14,5 млн. евро. Как заявил новый владелец, из 29 магазинов он сохранит 23, а число работников сократит с тысячи до 600.

Те, кто бывал во Франции в советские времена, записывали адреса магазинов TATI еще до отлета. На тогдашние скудные командировочные отовариться в Париже одеждой, пусть и со споротыми лейблами, можно было только в TATI. Подтверждением чему в Москве служили бело-розовые в клеточку фирменные пакеты – своего рода символ парижского шика, с которыми, правда, в самом Париже выйти на улицу было скандально и неприлично. Что, впрочем, не мешало самим парижанам потихоньку одеваться в том же TATI.

Что правда, то правда – приличную вещь (на сезон, конечно, не более) в TATI, особенно в сезон распродаж, можно было отхватить за гроши, правда, французские. На первый взгляд, она не больно-то отличалась от того, что вы могли купить в «Галери Лафайет» или в «Самаритене». А до второго взгляда чаще всего и не доходило – шейные платки линяли, джинсы трещали, ботинки расползались по швам. В итоге от всего процесса покупки оставалось лишь стойкое убеждение, что когда продают по дешевке, продавщицы хамят одинаково – что в «ихнем» Париже, что в нашей родной Москве. Капитализм становился почему-то похожим на социализм, но на эту тему рассуждать в Москве в то время было немодно.

Лейблы на вещах, купленных в TATI, отсутствовали как класс. Исключение – халявные майки, которые магазин украшал своим собственным именем и тоннами раздавал во время «сэйлов» – или «сольдов», если выражаться на советско-парижском жаргоне 70–80-х годов. Тем не менее «распродажное ноу-хау» легендарной французской сети пережило много эпох. Сначала (она была основана в 1948-м) ее магазины стали неотъемлемой частью небогатых парижских районов. Затем они завоевали всю Францию: хозяин сети Жюль Уаки еще в 80-е хвастался журналу «Эль», что «каждая десятая невеста в стране идет под венец в его платье». Но стратегическим успехом стал прорыв на советский рынок – когда под конец 90-х TATI все же открылся в Москве, его у нас даже умудрились принять за престижный бутик.

О своем банкротстве сеть TATI объявила в июле прошлого года, когда ее оборот составил 203 млн. евро. Подорвала здоровье популярной сети магазинов конкуренция с иностранцами – когда речь идет о содержимом кошелька, прагматичным французам, как выяснилось, наплевать на патриотизм. Они дожидаются распродаж в британском «Маркс энд Спенсере» или в американском «Гэпе».

Последний хозяин «распродажной империи» Фабьен Уаки как мог развивал традиции основателя сети, князя Татищева (от его фамилии и произошла аббревиатура), но времена, видать, поменялись. Ни суперскидки (до 80%) на одежду прошлого сезона («из конца коллекции», как говорят во Франции), ни ставка на проникновение в «третий мир» (главной «мишенью» были Северная Африка и Португалия на пару с Россией), так и не смогли заменить главного покупателя – советского командированного, которому хоть умри, а без колготок жене и секретарше шефа не возвращайся. Он умер раньше TATI. Странно еще, что они после нас столько времени продержались.

"