Posted 8 июня 2005,, 20:00

Published 8 июня 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:33

Updated 8 марта, 09:33

Угроза большого террора

Угроза большого террора

8 июня 2005, 20:00
В столице Индонезии Джакарте вчера прогремели 3 взрыва. Снова дает о себе знать террористическая война, начавшаяся после известных событий 11 сентября 2001 года в США и прерванная было трагическими последствиями прошлогоднего цунами. Впервые главной мишенью террористов стал радикальный исламский проповедник Абу Джибрил

Джибрилу самому приписываются связи с группировкой «Джемаа исламия» – региональным филиалом «Аль-Каиды» и причастность к организации взрывов на курортах острова Бали в 2002 году, унесших жизни 202 человек (в том числе 88 австралийцев). Индонезийская полиция уже не раз получала от ЦРУ соответствующий «компромат», однако доказать причастность муллы Джибрила к террору так и не удалось. Теперь же он сам едва не стал жертвой теракта. Ему повезло – мулла находился в близлежащей мечети, когда к его дому подкатил автомобиль, начиненный взрывчаткой. Полиция предполагает, что Джибрила хотели наказать за «умеренность» некие неуравновешенные соратники.

«Джемаа исламия» – одна из самых загадочных радикальных исламистских группировок. Формальной целью ее деятельности является создание супергосударства в Юго-Восточной Азии, в которое помимо собственно Индонезии планируется включить Малайзию, Бруней и мусульманские районы Таиланда и Филиппин. В начале марта на 2,5 года был осужден ее предполагаемый лидер – Абу Бакар Башир – тоже священнослужитель. США тогда выражали удивление столь мягким приговором, но, как и в случае с Джибрилом, индонезийские прокуроры заявляют, что ЦРУ так и не снабдило их «убедительной доказательной базой».

О ренессансе индонезийского террора неоднократно предупреждали джакартские дипмиссии США и Австралии. По этой причине посольство США в Индонезии в мае целую неделю не работало. СМИ также сообщали о готовящемся взрыве в индонезийском диппредставительстве в Канберре.

Новая эскалация террора начинается на фоне более чем серьезной внешней угрозы – у Джакарты резко ухудшились отношения с соседней Малайзией, в министерствах обороны обеих стран обсуждается возможность военного конфликта. Поводом к нынешней конфронтации послужил территориально-пограничный спор. Речь идет о неурегулированной проблеме водной границы между двумя странами – в море Сулавеси, у северо-восточного побережья острова Калимантан. Все началось с того, что малайзийская нефтегазовая компания «Петронас» заключила контракт с транснациональной корпорацией «Шелл» о начале разведки на нефть в этом районе, который индонезийцы считают своей акваторией. В ответ индонезийский президент Сусило Бамбанг Юдойоно срочно посетил зону конфликта и приказал всеми средствами восстановить суверенитет Индонезии в спорном районе.

Одновременно индонезийские власти призвали итальянскую компанию «ЭНИ» и американскую «Юникол» продолжить здесь же аналогичные геологоразведочные работы. В случае обнаружения нефти и газа тут будут построены буровые установки, а добыча начнется в 2008–2010 гг.

Примечательно, что в создавшейся обстановке в Джакарте практически не вспоминают о существовании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), формально располагающей органом по урегулированию межгосударственных споров и конфликтов между государствами-участниками. Более того, как заявил «НИ» ведущий аналитик влиятельного джакартского Центра стратегических и международных исследований Ризал Сукма, «АСЕАН потеряла дееспособность в качестве инструмента поддержания безопасности в регионе». Не возлагает он особых надежд и на реализацию предложенной Индонезией концепции создания Сообщества безопасности АСЕАН, поскольку в ходе бюрократических межправительственных согласований «ее практическая значимость была значительно выхолощена». Равным образом АСЕАН совершенно бессильна и в плане борьбы с международным терроризмом, которая только обостряется угрозой войны между ведущими государствами региона.




Узнали по почерку

"