Posted 8 апреля 2015,, 21:00

Published 8 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:50

Updated 8 марта, 03:50

Пошли ва-банк

8 апреля 2015, 21:00
Президент Всемирного банка Джим Ён Ким заявил о готовности сотрудничать с созданным Китаем Азиатским банком развития инфраструктурных инвестиций (AIIB) – структуры, призванной помогать развивающимся странам. Прежде такого рода организации создавались или функционировали исключительно под патронажем Вашингтона. Теперь с

К созданию нового банка, о котором председатель КНР Си Цзиньпин объявил еще в конце 2013 года, Пекин подтолкнуло растущее разочарование в МВФ. Все попытки Китая добиться изменений, которые позволили бы ему играть более заметную роль в деятельности крупнейшей финансовой организации планеты, заканчиваются неудачей. Их блокируют Америка и ее союзники, обладающие контрольным пакетом акций и голосов в МВФ. Такая же картина со Всемирным банком и Азиатским банком развития (ADB), в котором США доминирует вместе с Японией.

Теперь Пекин нашел «ассиметричный ответ». AIIB призван составить конкуренцию в первую очередь ADB, а там, глядишь, и до МВФ дело дойдет. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций станет орудием инвестирования почти 4 трлн. долларов валютных резервов Поднебесной. Он также позволит китайским компаниям получать контракты на строительство крупных объектов во всей Азии.

31 марта истек срок подачи заявок на учредительство этого банка. В июне будет закончена разработка устава, и в конце года AIIB начнет работать. В числе стран, которые в той или иной форме примут участие в деятельности банка, вполне возможно, будет и Россия. Об этом в конце марта первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил на Азиатском экономическом форуме, проходившем на острове Хайнань. Размер участия нашей страны в капитале банка сейчас определяется.

Участие в AIIB таких стран, как Россия, конечно, вполне понятно и объяснимо, учитывая общую внешнеполитическую линию движения Москвы на Восток. Однако учредителями Азиатского банка инфраструктурных инвестиций пожелали стать и такие давние и близкие союзники США, как Великобритания, Израиль, Австралия, Южная Корея. О многом говорит и то, что даже Япония, несмотря на напряженные отношения с Китаем, не исключает возможности вступления в AIIB. Всего же на данный момент число учредителей превысило 40.

«Март запомнится как месяц, когда Соединенные Штаты лишились своей доминирующей роли в глобальной экономической системе», – такую оценку появления нового банка мирового масштаба дал бывший министр финансов США Ларри Саммерс, заподозрить которого в пропекинских или промосковских взглядах крайне трудно.

Впрочем, в распоряжении США по-прежнему остается их главное оружие – доллар, но и его положение в качестве мировой валюты нельзя назвать сверхпрочным и надежным. Создание влиятельных финансовых структур, типа AIIB, приближает день, когда юань составит реальную конкуренцию доллару.

"