Posted 8 апреля 2008,, 20:00

Published 8 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 02:09

Updated 8 марта, 02:09

Дорогой длинною

Дорогой длинною

8 апреля 2008, 20:00
Вчера во многих странах мира отмечали Международный день цыган. По традиции большинство проводимых мероприятий сводилось к песням, конкурсам красоты, чтению стихов и даже соревнованиям по умению держаться на лошади. А вот в Кишиневе несколько сот человек вышли на митинг протеста против безразличия властей к социально-

Международный цыганский день был учрежден на конгрессе цыган всего мира, который состоялся 8 апреля 1971 года в Лондоне и собрал тогда представителей 30 государств. В британской столице много говорили о «трудной судьбе кочевого народа, предвзятом отношении со стороны правительств тех стран, где этнос компактно проживает, и даже о непрекращающемся геноциде». В качестве примеров приводились многочисленные документы, справки и фотоматериалы. Мировые СМИ тогда писали о том, что конгресс больше напоминал «слет обиженных историей людей, которых на самом деле становится жалко».

Впрочем, уже тогда многочисленные скептики недвусмысленно утверждали, что проблема с цыганами, может, и есть, но виноваты в них они сами. Сознательное неподчинение законам того государства, где проживаешь, практически полное отсутствие стремления к ассимиляции, кочевой образ жизни, причем именно худшие его стороны (включая элементарную антисанитарию). В итоге из «положительного» остаются лишь красивые песни и оригинальная одежда.

Вероятно, именно поэтому в СССР не прекращались интенсивные попытки ассимилировать цыган и интегрировать их в общество. С одной стороны, преследования «ромалов» со стороны властей, имевшие место незадолго до войны, не возобновлялись. С другой – самобытная культура, кроме музыкальной, подавлялась. Велась пропаганда на тему освобождения революцией цыган от поголовной нищеты, формировался стереотип скудости «досоветской» цыганской культуры. Так, например, театр «Ромэн» повсеместно назывался единственным в мире цыганским театром, появление которого вменялось в заслугу советской власти. И хотя многие пожилые цыгане из молдавского города Сороки рассказывали корреспонденту «НИ» о том, что «никакая советская власть не смогла уничтожить их образ жизни», именно советские цыгане были отсечены от информационного пространства и культурных достижений европейских соплеменников. Поэтому и на конгрессе в Лондоне «наших» цыган не было.

Распад Союза многое поменял. Когда в 1990 году Молдавия была провозглашена независимым государством и западная граница стала для молдаван «прозрачной», многие из них перепугались, что к ним хлынут два миллиона румынских цыган. Опасения оказались напрасными. Румынские цыгане двинулись в Европу. Однажды на берегу городского озера в Вене они устроили пикник, зажарив к завтраку местных лебедей. Эта видеокартинка прошла по всем телеканалам мира. На румынские власти посыпались просьбы забрать «своих цыган» обратно.

А вот молдавские «ромалы» не ездят в Европу за счастьем. Еще во времена горбачевской перестройки они организовали первые в Молдавии кооперативы. Впрочем, отсутствие образования, да и просто бедность основной массы населения страны сделали свое дело – кочевой образ жизни, существующий веками, позволял многим цыганам в полной мере вести не самый законный и честный бизнес. Это в конечном итоге привело к их окончательной изоляции как в самой Молдавии, так и в других европейских странах. Причем нежелание ассимилироваться, отдавать детей в школы (в той же Молдавии рождаемость среди цыган выше, чем в целом по стране) привели к тому, что каждый пятый из них не умеет писать и читать.

Лишь 4 % цыганского населения имеют высшее образование, тогда как в среднем по Молдавии 38% граждан имеют диплом об окончании вуза. Дальше больше. Согласно проведенному в прошлом году исследованию «Цыгане в Республике Молдова», пятеро цыган из десяти живут за чертой крайней бедности. Более того, большинство взрослых цыган – безработные или не имеют постоянной работы, уровень занятости среди них в два раза ниже, чем в среднем по республике. Только 23 % опрошенных цыган располагают полисами обязательного медицинского страхования.

Так что неудивительно, что в Кишиневе именно в свой Международный день несколько сот цыган все же вышли на улицы: они хотят пользоваться туалетом, ванной и канализацией. Но вот вопрос, а что они для этого сделали? – так и остался открытым. Например, один из депутатов парламента соседней Румынии совершенно откровенно заявил «НИ», что любой вопрос о цыганах вызывает у парламентариев чуть ли не дрожь в коленках: «Ну, скажите, кто мешает им учиться, кто мешает им перестать нарушать закон, кто мешает им не устраивать драки в количестве 500 человек из-за того, что 12-летний мальчик не захотел жениться на 10-летней девочке, да еще так, что об этом весь мир узнает? Да и в конечном итоге, кто заставлял их есть бедных австрийских лебедей? У меня ответов пока нет».

Самое печальное, что все обо всем знают, но никто ничего толком делать и не собирается. По крайней мере даже в странах – членах НАТО и ЕС Румынии, Венгрии, Чехии и Польше ситуация почти аналогичная молдавской.

"