Posted 7 декабря 2015,, 21:00

Published 7 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:10

Updated 8 марта, 03:10

Не только из-за России

7 декабря 2015, 21:00
Европейский банк реконструкции и развития снизил прогноз темпов экономического роста Турции. В 2015 году он ожидался на уровне 3%, в 2016-м составит уже 2,8%. Причинами замедления роста прежде одной из самых динамично развивавшихся экономик Азии являются не только санкции России, но и крупные долги, а также продолжающе

Министерство финансов Турции не так давно опубликовало данные, касающиеся оттока капитала из страны. Всего за 11 месяцев этого года инвесторы вывели из Турции 7,6 млрд. долларов. Показатель для экономики страны очень тревожный. Не лучше дела и у национальной валюты – турецкой лиры. Для нее этот год – худший за последние семь лет. Она обесценилась с января по ноябрь 2015 года по отношению к доллару США на 25,5%. Причем в финансово-консалтинговых компаниях Capital Economics Ltd. и SEB AB, выступивших со своим прогнозом развития турецкой экономики, считают, что в дальнейшем ситуация с лирой будет только ухудшаться. К концу 2016 года они прогнозируют падение национальной турецкой валюты на 11%. Впрочем, по сравнению с нынешними 25% это не так уж и страшно.

Неудивительно, что в сложившейся ситуации экономический курс правящего кабинета министров подвергается критике. «Существует много безответных вопросов о будущих программах развития экономики и реформах, – рассказал агентству Bloomberg инвестиционный менеджер инвестфонда Union Investment Privatfonds во Франкфурте Дмитрий Баринов. – Если Эрдоган попытается стимулировать экономический рост при помощи снижения ставок, это помешает сокращению дефицита текущих операций и приведет к ухудшению положения в банковской системе. Нам (инвесторам) нужна большая ясность». А между тем ни для кого не секрет, что нынешний президент страны Реджеп Тайип Эрдоган, еще работая премьер-министром Турции, неоднократно требовал снижения цены заимствований даже в те времена, когда инфляция ускорялась, а лира слабела.

Вдобавок к проблемам с валютой у Турции самый большой среди стран G20 дефицит текущего баланса, то есть превышение суммы заграничных трансфертов и импорта над трансфертами из-за границы и экспортом. Правда, падение цен на нефть в этом году помогло Анкаре добиться профицита по текущим счетам в августе и сентябре. Это поможет сократить дефицит бюджета по итогам 2015 года до 5%.

В Турции растут и долги частного сектора. Это увеличивает зависимость от внешнего финансирования и угрожает суверенным кредитным рейтингам. Агентство Moody’s в минувшую пятницу на основании очень большой зависимости от финансирования присвоило кредитному рейтингу Турции негативный прогноз. Турецкие рейтинги в Fitch и Moody’s остановились на грани «мусора», а Standard & Poor’s уже отправило их в «мусорную корзину». Рейтинговые агентства, конечно, учли и геополитические риски, с которыми столкнулась страна. Втянувшись в вооруженный конфликт в Сирии, испортив отношения с Россией и Ираном, возобновив после долгого перерыва боевые действия с Рабочей партией Курдистана, Эрдоган рискует войти в конфронтацию и с Ираком. Власти этой страны расценили как агрессию увеличение численности турецкого контингента в Иракском Курдистане.

Санкции, объявленные в отношении Турции Россией с начала следующего года, естественно, не добавят 720-миллиардной турецкой экономике здоровья и благополучия. Вице-премьер Турции Мехмет Шимшек уже озвучил ее потери от ссоры с нашей страной: по максимуму они могут составить девять млрд. долларов.

"