Posted 7 декабря 2006,, 21:00

Published 7 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:53

Updated 8 марта, 08:53

Вечная власть хиджаба

Вечная власть хиджаба

7 декабря 2006, 21:00
Министр культуры Египта Фарук Хосни недавно потряс исламскую общественность страны сенсационным заявлением, что «повсеместное ношение хиджабов – это шаг в прошлое». В парламенте слова министра вызвали бурю негодования, причем не только среди сторонников движения «Братья-мусульмане», но и со стороны многих депутатов от

Свои взгляды г-н Хосни довольно четко изложил в интервью каирской газете «Аль-Масри аль-Йоум»: «Мы помним те времена, когда наши матери ходили в университеты, на работу без хиджабов. Если мы выросли в такой атмосфере, то зачем сейчас возвращаться в далекое прошлое?» По мнению министра, в наши дни религиозность человека слишком сильно связывается с внешними проявлениями, «в то время как отношения женщины с Богом не зависят от того, во что она одета». В ответ около 130 парламентариев подписали петицию с требованием отправить в отставку министра, «оскорбившего мусульман». Только поспешные извинения и оправдания в том, что он вовсе «не призывал египетских женщин снять хиджаб», спасли незадачливого министра от неминуемой отставки. И от гнева подавляющей части женского населения Египта, которые отнюдь не горят желанием «показать личико», ведь это противоречит их религиозным убеждениям.

Dоwn Town – это та часть космополитической Хургады, где, несмотря на влияние индустрии туризма, пока сохраняется традиционный уклад жизни. Здесь еще можно увидеть закутанную с головы до ног в черное женщину с кувшином на голове, чеканщика, умело выстукивающего молотком круглое блюдо, башмачника, хрипло призывающего из своей лавки правоверных чинить свою обувь именно у него. Одним словом все то, что и составляет колорит Востока. Женщины явно предпочитают черные цвета для своих накидок, скрывающих все, кроме глаз. У щуплой старушки руки затянуты в перчатки траурного цвета. Это не вдова – просто посторонний мужчина не должен видеть рук «красавицы». Провинция, однако. Нравы здесь весьма консервативные.

А вот в столичном Каире все иначе. Не часто здесь встретишь Гюльчатай, целиком скрывшую личико под черной накидкой. Среди молодых девушек в моде джинсы, обтягивающие брючные костюмы, хотя и на голове непременно платок-хиджаб, как правило, светлого оттенка. Закрытых чадрой лиц почти нет. И хиджаб здесь не «символ порабощения женщины Востока», но лишь элемент традиционной одежды, умело вплетенный модельерами в современную культуру Страны пирамид. Так что отказываться от платка, характерного, кстати, не только для Египта, но и для многих традиционных культур – православной, иудейской, индуистской, – многим женщинам еще рановато. С религиозной точки зрения головной убор у замужних женщин во всех этих религиях символизирует власть над ними Бога и мужа. Кроме того, он прячет волосы от нескромных мужских взоров.

Копты-христиане составляют в Египте лишь около десятой части населения, естественно, что им приходится довольно строго следовать господствующим в стране мусульманским нормам. Просто, чтобы не создавать себе проблем из-за возможных конфликтов с религиозными фанатиками. Ведь, несмотря на короткий период игры в социализм эпохи Гамаля Абдель Насера, о которой печалится министр Фарук Хосни, Египет все же – страна с тысячелетней мусульманской культурой. Да и женщину-коптку здесь редко встретишь без хиджаба. Причем не только в сельской местности, но и в городах.

Впрочем, не хиджабы сейчас главная проблема женской части христианского населения Египта. Как рассказал корреспонденту «НИ» Хэни Такла, руководитель коптской организации St. Shenouda the Archimandrite Coptic Society: «Дискриминация по отношению к коптам чувствуется у нас при найме на работу, христиане не могут быть мэрами даже в городах, где они составляют большинство населения». Не то что до отказа от хиджабов, но и до простого равноправия египетским христианам еще далеко. А что касается мусульманской части женского населения Страны пирамид, то их даже насильно едва ли возможно заставить отказаться от ношения хиджабов. Поскольку они верят, что это навлекло бы на них гнев Всевышнего. А гореть в джяханна (аду) никому не хочется.

"