Posted 7 ноября 2012,, 20:00

Published 7 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:24

Updated 8 марта, 05:24

Техническая победа

Техническая победа

7 ноября 2012, 20:00
Произошло главное внешнеполитическое событие года: завершились президентские выборы в США. Демократ Барак Обама переизбран президентом на второй срок. Это событие, по мнению большинства американцев, сулит перемены во внутренней политике страны. Обама без оглядки на избирательную кампанию будет проводить реформы, начаты

Вопреки многочисленным прогнозам, победа далась американскому президенту удивительно быстро, хотя на протяжении практически всей избирательной кампании республиканец Митт Ромни и демократ Обама имели почти равные рейтинги. Не было ни длительного подсчета голосов, ни мучительного выяснения, кто из кандидатов и в каком штате набрал больше голосов – неизбежные процедуры в случае, если оба претендента на кресло хозяина Белого дома получили примерно равный результат. Не потребовалось проверять на прочность странную и, пожалуй, архаичную систему выборов в США, при которой избиратели голосуют не за кандидата напрямую, а за членов его команды, так называемых «выборщиков» от каждого штата. Они формально и выбирают президента. Результаты их выбора, понятное дело, совпадающие с итогами народного волеизъявления, должны поступить в конгресс 26 декабря, который в начале января и объявит имя нового главы государства.

Вчера примерно в 8.00 по московскому времени ведущие телеканалы объявили об убедительной победе Обамы. Он набрал 303 голоса выборщиков против 203 у Ромни. «Мы сделали это благодаря вам», – написал избирателям торжествующий американский президент в своем твиттере. Ромни признал свое поражение, а иностранные главы государств (в том числе и президент России Владимир Путин) направили Обаме свои поздравления.

По мнению экспертов, секрет победы Обамы прост. Как считает президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов, дело в том, что соперник кандидата-демократа оказался слабее, чем ожидалось. Ромни, которого республиканцы выбрали во время долгих праймериз, нанесших немалый ущерб их популярности, не смог эффективно использовать промахи Обамы. «В принципе американская политическая система – давно устоявшаяся вещь, – отмечает эксперт, – в одних штатах традиционно голосуют за демократов, в других – за республиканцев. Борьба шла главным образом за голоса избирателей нескольких колеблющихся штатов, где у избирателей нет четких предпочтений».

И тут уже сыграли свою роль, что называется, технические моменты. Например, более энергичная избирательная кампания, проведенная Обамой, который смог мобилизовать своих сторонников и убедить их прийти на участки. И, наконец, немаловажно то, что Ромни и его сторонники нашли достаточное количество аргументов, почему надо голосовать против Обамы. Но вот почему надо отдать голос именно кандидату республиканцев, они колеблющемуся избирателю так и не сообщили.

За тем, как грамотно проведенная предвыборная кампания позволила Обаме одержать победу, наблюдал корреспондент «НИ» в Вашингтоне – городе, где сильны позиции как республиканцев, так и демократов.

Двери 51-го избирательного участка 4-го городского округа – ближайшего к дому корреспондента «НИ» – открылись ровно в семь. К этому времени все улицы американской столицы вокруг начальной школы имени Лафайета, в спортзале которой и проходило голосование, были забиты припаркованными автомашинами. Люди ежились и приплясывали от случившегося ночью легкого морозца и радовались, что в магазинчике рядом со школой оказался кафетерий. Было где отогреваться горячим кофе. Ближе к полудню длинная очередь рассосалась, голосующим вполне хватало места внутри.

Каждого избирателя на ближних подходах встречали активисты разных партий, норовя всучить материалы про своих кандидатов. Среди добровольцев-демократов обнаружилась знакомая корреспондента «НИ», продавщица одного из магазинов Виктория Чипа, эмигрантка из Перу, ставшая гражданкой США в год победы Барака Обамы и убежденная сторонница нынешнего президента. По словам Виктории, нынешний президент, что бы о нем ни говорили его критики-республиканцы, успел сделать чрезвычайно много для стабилизации экономики и помощи среднему классу. А его реформа медицинского страхования, сделавшая врачебную помощь доступной десяткам миллионам людей, ранее ее лишенных, ставит Обаму в ряд величайших американских политиков. Поэтому она и записалась волонтером в избирательную кампанию президента и четыре последних уикенда только тем и жила, что от двери к двери занималась агитационнной работой.

Извинившись, пылкая поклонница Обамы бросилась навстречу вновь прибывающим гражданам, а я заглянул внутрь участка. Справа от входа крупно на двух языках – английском и испанском – изображены собственно избирательные бюллетени. Они в Вашингтоне, конечно, не такие объемные, как в соседних Мэриленде или Вирджинии, где бюллетени похожи на небольшие брошюры. Но тем не менее разные фамилии и вопросы, вынесенные на голосование, занимают четыре полновесных страницы. К примеру, среди претендентов на Белый дом там значились не только Обама и Ромни, но и представители «партии зеленых» и Либертарианской партии – Джилл Стайн и Гэри Джонсон соответственно. Это не говоря уже о депутатах горсовета и так называемых «теневых» конгрессменах и сенаторах, которых столичные жители регулярно выбирают, чтобы выразить свое неодобрение неполноценностью статуса федерального округа Колумбия.

Далее расположился «стол помощи». Член участковой избирательной комиссии дает за ним консультации по техническому заполнению бюллетеня для голосования и отвечает на связанные с этим вопросы тем, у кого они возникают. Тут же стоит большой стенд со списком членов участковой избирательной комиссии и с указанием улиц, на которых они проживают. То есть все они практически соседи каждого избирателя. Почти вся сторона напротив входа занята столами регистрации, где избиратель находит себя в списках и происходит акт подтверждения личности голосующего. В обмен на этот талончик он получает собственно бюллетень, с которым и отправляется к одной из машин для голосования, стоящих по левой стене. Заместитель председателя Боб Сервис говорит мне, что активность избирателей довольно высока, хотя, может быть, и не в такой степени, как четыре года назад. Но это, по его мнению, вполне может быть результатом того, что в этом году были расширены возможности досрочного голосования.

Собственно, в последний день досрочного голосования 27 октября, в преддверии урагана «Сэнди», очередь в местном муниципальном центре была такой длины, что многие провели в ней по два с половиной – три часа. Зато в нашем 4-м и соседнем 5-м округах проголосовал каждый пятый избиратель. Среди них были Гленн и Джейн Тири. Они пенсионеры. В 2008 году оба были сторонниками Обамы. К нынешнему году от прежнего согласия осталось только убеждение, что экономика – это самая главная тема в президентской кампании. Джейн считает, что Обама заслуживает второго срока, чтобы довести начатое им дело до конца. Она верит, что экономическая политика президента правильная: «Обама за средний класс и войну прекратил. Я раньше «Вашингтон пост» боялась открывать, когда там печатали списки погибших в Ираке и Афганистане». Гленн же, как он выразился, «смертельно разочаровался» в Обаме. «Нужно дать шанс Ромни, – говорит он. – По крайней мере он бизнесмен, менеджер, занимался реструктурированием кампаний и был губернатором. Убежден, что он понимает экономику лучше и способен больше принести Америке пользы».

Своим разочарованием поделился со мной и еще один собеседник около участка для голосования. По акценту угадал соотечественника и подошел поздороваться и представиться – Алекс Горохов, уже 8 лет как американский гражданин. Недавно по работе переехал из Чикаго в Вашингтон. Убежденный республиканец. Столица в политическом плане привела его в отчаяние: «Ну, тут же все понятно, демократы всем заправляют, предсказуемость результатов, как в России. Ну, проголосовал я за Ромни. Но мой голос – коту под хвост. Потому что эти жалкие три выборщика все равно обамовскими будут. Ей-богу, хоть меняй место жительства». «А почему вы думаете, что Ромни будет эффективнее в качестве президента?» – поинтересовался корреспондент «НИ». «Я ему верю больше, хотя не могу сказать, что сильно люблю», – ответил он.

Собственно, в этом и есть основная причина поражения Ромни: он так и не смог «влюбить» в себя даже традиционного избирателя республиканцев. А уж найти общий язык с иностранцами, в частности с Россией, ему наверняка было бы еще сложнее, если допустить маловероятную, но все же возможную ситуацию, при которой республиканскому кандидату удалось бы обойти Обаму. «Конечно, теперь отношения наших двух стран будут развиваться по той же траектории, что и последнее время: они будут ухудшаться», – считает директор российских и азиатских программ центра оборонной информации США Николай Злобин. Единственная разница лишь в том, что при Ромни этот процесс шел бы более быстро. А при Обаме, по мнению эксперта, сохраняется надежда на то, что взаимная риторика со временем смягчится.

"