Posted 7 октября 2014,, 20:00

Published 7 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:05

Updated 8 марта, 02:05

Сам себе контролер

7 октября 2014, 20:00
В Европе со дня на день может начаться конфликт между ЕС и Францией. Ее бюджет, как бюджеты других стран Евросоюза, должен поступить на рассмотрение Еврокомиссии (высший исполнительный орган Европарламента). Однако еврокомиссары уже дали понять, что «завернут» этот документ. Ведь уровень дефицита французского бюджета о
Сюжет
Бюджет

За шесть десятилетий существования в разных форматах объединенная Европа еще ни разу не прибегала к этой крайней финансово-экономической мере – не возвращала бюджет члена ЕС, причем такого крупного, как Франция. Но, как говорится, все когда-нибудь происходит в первый раз. Возврат бюджета на доработку произойдет очевидно в самом конце октября. Стать первопроходцем выпало Франции.

В европейской прессе, со ссылкой на источники в Еврокомиссии, одно за другим появляются сообщения о том, что проект бюджета Пятой республики на 2015 год будет отвергнут. Еврокомиссары намерены попросить Париж переработать его с одним, но большим пожеланием – больше внимания уделить дефициту главного финансового документа страны на следующий год. В предложенном еврочиновникам документе он заложен на уровне почти 4,3% от ВВП. Это не только значительно выше 3%, разрешенных по Маастрихтскому договору о создании ЕС, но и превышает обещанные ранее самим же Парижем цифры. Франция должна была снизить дефицит бюджета еще в прошлом году. Однако в июне 2013 года министры финансов ЕС договорились дать стране отсрочку до 2015 года. Французы должны были в этом году снизить дефицит бюджета на 0,8% и еще на столько же в следующем. Однако 10 сентября минфин страны заявил, что не сможет выполнить взятые обязательства. По прогнозам французских чиновников, дефицит бюджета удастся снизить до максимально допустимого уровня только к 2017 году. В этом году снижение планируется в размере 0,1%, а в 2015 – 0,2%.

«Попытаться сделать больше невозможно ни по политическим, ни по социальным причинам, – объяснил позицию своего правительства французский премьер-министр Мануэль Вальс на брифинге в Лондоне, куда он ездил на днях на переговоры со своим британским коллегой Дэвидом Кэмероном. – Французский народ не примет это. Но самое главное, что это просто технически невозможно сделать. Если мы все же снизим дефицит, то не сможем подстегнуть рост экономики и отсрочим ее выздоровление».

В Брюсселе в свою очередь считают, что дело – не во французском народе, а в отсутствии воли у правительства Франции для проведения структурных реформ. Еврокомиссия и МВФ давно настоятельно рекомендуют Парижу дать больше свободы рынкам или, скажем, изменить пенсионную систему в соответствии с быстро стареющим населением. В случае отказа французов подчиниться просьбе-требованию ЕК о переработке проекта бюджета Брюссель может прибегнуть к заложенным в Уставе Евросоюза мерам дисциплинарного воздействия – наложить на третью экономику Европы штраф. Кстати, штраф далеко не символический – до 0,2% ВВП Франции.

По иронии судьбы, решение относительно бюджета Франции примет нынешний состав Еврокомиссии, который сменится к концу октября. Но осуществлять это решение на практике и в случае строптивости Франции штрафовать ее придется новому составу. То есть еврокомиссару по экономике Пьеру Московичи – в прошлом министру финансов Франции, человеку, который приложил немало усилий для того, чтобы довести французские финансы и экономику до того плачевного состояния, в котором они сейчас пребывают. Любопытно, что вчера Московичи должен был подать в Европарламент, который утверждает сейчас новых еврокомиссаров, письменные ответы на заданные ему там вопросы. В основном они как раз касаются того, как он намерен на посту комиссара решать экономические проблемы, стоящие перед Европой, и, в частности, следить за соблюдением требований, касающихся дефицита госбюджета.

Официально рассмотрение главного финансового документа Франции на 2015 год начнется 15 октября. На этот процесс у еврочиновников есть максимум две недели. После этого они должны вернуть бюджет на доработку или утвердить его и тем самым расписаться в собственной беспомощности. Не очень понятно, зачем вообще было принимать жесткие правила финансовой дисциплины, чтобы самим же их и нарушать!

"