Posted 7 сентября 2015,, 21:00

Published 7 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:18

Updated 8 марта, 03:18

Страшный призыв

Страшный призыв

7 сентября 2015, 21:00
Правительство Швеции заявило о необходимости вернуться к всеобщему воинскому призыву, причем отдавать долг родине будут на равных условиях как мужчины, так и женщины. План «провала в прошлое» поручено разработать специальной комиссии, которая только что приступила к работе.

В 2010 году Швеция отменила всеобщую воинскую обязанность, перейдя от «народной» к профессиональной армии. Реформа объяснялась изменением ситуации в регионе. Исторический враг, Россия, по общему мнению военных экспертов, уже не представлял угрозы, соответственно, от задачи защиты своих протяженных рубежей Швеция переходила к выполнению миротворческих операций за рубежом. Для этого требовалась небольшая армия, укомплектованная офицерами и солдатами-контрактниками.

И вот – разворот на сто восемьдесят градусов. Министр обороны Петер Хултквист объяснил необходимость возврата к формированию вооруженных сил на призывной основе желанием правительства «укрепить связь армии и народа», а также общим ухудшением геополитической ситуации. Эксперты, выступавшие на ежегодной конференции «Народ и оборона», были точнее в характеристике положения. По их мнению, события в Донбассе, присоединение Крыма к России и активизация российских учений в регионе Балтийского моря свидетельствуют о возвращении угрозы с востока и необходимости выстраивать оборону страны по образцу периода холодной войны.

С требованием вернуться к призывной системе комплектования вооруженных сил выступили также руководители крупнейших объединений профсоюзов, опубликовавшие в газете Aftоnbladet открытое письмо на эту тему. «Всеобщая воинская повинность станет напоминанием всей шведской молодежи о том, что она несет ответственность за нашу страну и демократию, и это – вне зависимости от социальной принадлежности, пола, происхождения и личных интересов», – утверждают авторы письма.

Есть и еще один серьезный мотив отказа от профессиональной армии – экономика. Даже сегодняшние небольшие вооруженные силы, сокращенные почти в десять раз по сравнению с пиковым периодом, пришедшемся на 50-е и 60-е годы, едва сводят концы с концами. Молодые шведы не желают идти в солдаты за зарплату в 17 тысяч крон (это около 1200 евро после выплаты налогов). На гражданке даже на малоквалифицированной работе платят в полтора-два раза больше. «Угол в казарме – панцирная кровать и шкафчик – стоит около 1200 крон в месяц, еда – 70 крон, при трехразовом питании это 210 крон в день. На жизнь остается всего ничего, и это за рискованную трудную службу, которая куда хуже работы того же шофера или плотника, получающего в два раза больше», – пишет в своем блоге контрактник по имени Еспер.

Согласно статистике, семь из десяти солдат заканчивают службу до окончания контрактного срока. Юридические лазейки для этого существуют. В результате вооруженным силам приходится тратить дополнительные ресурсы на подготовку новых специалистов военного дела, части и подразделения страдают от недоукомплектованности. «Развитие ситуации в вооруженных силах вызывает тревогу. Результаты куда хуже, чем мы предполагали пять лет назад, когда совершался переход к профессиональной армии», – цитирует газета Svenska Dagbladet экономиста Исследовательского института Тотальной обороны Петера Нордлунда. По его подсчетам, преждевременное прекращение контрактов военнослужащими обременяет бюджет примерно на миллиард евро в год.

Особенно страдают от недоукомплектованности гарнизоны, расположенные в больших городах. Снять квартиру там – дорогое удовольствие (в Стокгольме или Гетеборге не найти однушку дешевле чем за пятьсот евро в месяц), солдат-контрактник не может позволить себе такой роскоши. До сих пор альтернативой был съемный угол в казарме, но сейчас эта возможность почти повсеместно исчезла. Причина – снижение боеготовности из-за массового отъезда солдат на выходные домой, где их ждут родители и комфортабельные дома или квартиры.

Политики и военные эксперты, обсуждая грядущий призыв восемнадцатилетних шведов на службу, отмечают, что одними юношами ряды армии не заполнишь. Одних не пропустит медкомиссия, другие сами будут уклоняться от военной службы под различными предлогами. Поэтому надежда генералов – на девушек. Опросы показывают, что представительницы прекрасного пола с каждым годом все успешнее штурмуют этот последний «мужской бастион». Опыт соседней Норвегии, где такой призыв действует с этого года, показывает, что девушки способны выдерживать такие же физические и психические нагрузки, как и представители сильного пола. Только что десять юных норвежек преодолели последний рубеж, который держали мужчины в погонах: армейский спецназ. После прохождения годового подготовительного курса норвежские валькирии получили вожделенные краповые береты, что вызвало взрыв энтузиазма у всего скандинавского феминистского сообщества.

"