Posted 7 сентября 2008,, 20:00

Published 7 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:45

Updated 8 марта, 07:45

Молчание друзей

7 сентября 2008, 20:00
Встреча глав государств Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Москве в минувшую пятницу завершилась так же, как саммит Шанхайской организации сотрудничества, состоявшийся неделей раньше в Душанбе. Независимость Абхазии и Южной Осетии российские союзники не признали, порекомендовав вернуться к уже пр

Главы государств ОДКБ, в которую входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан, совещались в Большом Кремлевском дворце около трех часов вместо часа по плану. Результатом переговоров стало решение проводить все последующие саммиты ОДКБ в Москве независимо от того, какая из стран председательствует в организации в данный момент. Кто в этом объединении главный, было понятно по итоговой пресс-конференции, на которую, помимо Дмитрия Медведева, вышли президент председательствующей в ОДКБ Армении Серж Саркисян и генсек организации Николай Бордюжа. Медведев говорил 15 минут, Саркисян – полторы минуты, Бордюжа молчал.

Страны ОДКБ по конфликту на Кавказе высказались почти так же, как неделей раньше на саммите в Душанбе члены ШОС. Помимо обеспокоенности «наращиванием военного потенциала и эскалацией напряженности» и поддержки «активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в регионе», итоговая декларация содержала призыв вернуться к принципам урегулирования конфликта, выработанным 12 августа президентами Медведевым и Саркози. Между тем один из этих шести принципов предусматривал международное обсуждение будущего статуса Абхазии и Южной Осетии, что в свете признания этих республик в конце августа Россией перестало быть актуальным. Единственное различие в декларациях ОДКБ и ШОС по кавказскому вопросу заключалось в том, что представители ШОС были озабочены «недавно возникшей напряженностью вокруг югоосетинского вопроса», а главы государств ОДКБ – «предпринятой Грузией попыткой силового решения конфликта в Южной Осетии, которая привела к многочисленным жертвам среди мирного населения и миротворцев, а также повлекла за собой тяжелые гуманитарные последствия».

К упоминанию Грузии в качестве зачинщика конфликта и свелись дипломатические успехи России, потому что независимость Абхазии и Южной Осетии вслед за нашей страной из членов ОДКБ не признал никто. Дмитрий Медведев на итоговой пресс-конференции назвал «естественным» и «абсолютно правильным» то, что все партнеры России будут определяться по этому вопросу самостоятельно. Хотя словосочетания «территориальная целостность» в декларации также не было. Российский президент расценил документ как «консолидированную позицию», в котором «партнеры по организации дали однозначную негативную оценку агрессии Грузии в Южной Осетии».

Представлявший партнеров России, Серж Саркисян устно никакую оценку Грузии не давал и вообще эту страну не упоминал, сказав лишь, что «нельзя противопоставлять свободному волеизъявлению народа военный путь решения», так как «это чревато серьезными последствиями, в том числе и военными, и геополитическими». Однако эти слова можно расценить как адресованные Азербайджану, применительно к конфликту вокруг Нагорного Карабаха. Впрочем, ждать открытой поддержки от Армении и не следовало, так как через Грузию проходит важнейший для этой страны транспортный коридор, связывающий ее со странами СНГ и Западом.

Члены ОДКБ также призвали страны НАТО «взвесить все возможные последствия расширения альянса на восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств-членов». Одновременно НАТО предложили сотрудничество в противодействии исходящей из Афганистана «наркотеррористической угрозе». На пресс-конференции армянская журналистка спросила, что нужно сделать, чтобы к ОДКБ «прислушивались бы сильные мира сего». «Участники организации – это тоже сильные мира сего», – ответил Дмитрий Медведев, после чего призвал прекратить вооружать Грузию и пересмотреть существующую систему международной безопасности.

"