Posted 7 сентября 2004,, 20:00

Published 7 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Верить или не верить

Верить или не верить

7 сентября 2004, 20:00
Роуэн Уильямс, архиепископ Кентерберийский, второй человек в Англиканской церкви после Ее Величества королевы Елизаветы, произнес вчера неожиданную проповедь в соборе Святого Павла – кафедральном соборе британской столицы. Заявив, что трагедия в Беслане заставила его «на мгновение усомниться в своей вере в Бога», архип

По словам архиепископа, террористы, захватившие, а затем убивавшие детей в Северной Осетии, переступили через все мыслимые и немыслимые границы: божеские и человеческие. «Христос говорил, что те, кто нападает на детей, должны повесить камень на шею и прыгнуть в море», – сказал Уильямс. Вместе с тем проповедник подчеркнул, что не следует винить Бога в произошедшей трагедии. Уильямс отметил, что Господь наделил людей свободой выбора и не вмешивается, даже когда происходят ужасные вещи.

Это не первое неожиданное высказывание архиепископа. Вообще примас британской церкви – личность яркая и, с точки зрения предстоятелей иных христианских церквей, неоднозначная. Его неортодоксальные высказывания, отличающиеся от канонических трактовок христианских догм, порой повергают клириков в шок.

Взять хотя бы одобрительное отношение архиепископа к переводу Библии, предпринятому бывшим баптистским священником Джоном Хенсоном. Тот поставил перед собою цель – «избавить» язык Нового Завета от устаревших слов и облегчить понимание священных текстов современниками. Например, «одержимость дьяволом» Хенсон назвал «психическим заболеванием», библейские притчи – «загадками», спасение – «излечением», небеса – «миром за пределом времени и пространства», а крещение – «маканием в воду». Имена героев Евангелий также осовременены: апостол Петр стал Роки, Мария Магдалина – Мэгги, Аарон – Роном, а Варавва – Барри. Наши читатели, знающие английский язык, поймут, о чем речь.

В начале этого года англиканский первосвященник шокировал общественность, заявив, что христиане «не имеют монополии на загробную жизнь». «Это возможно только для Бога – перечеркнуть границы. Я говорю это как один из тех, кто счастлив свидетельствовать, что Иисус есть путь, истина и жизнь, и никто не придет к Отцу, как только через Иисуса. Но я думаю, что Бог по-разному может вести людей через Иисуса на небеса». Хотя такое заявление не противоречит высказываниям отцов церкви («Наши стены небес не достигают», – сказал Св. Франциск Ассизский), Совет епископов Британии не поддержал своего главу.

Между тем далеко не все суждения архиепископа вызывают негодование. В марте 2004 года он высказался о морально-этических аспектах эвтаназии – и нашел поддержку со стороны кардинала Мерфи О’Коннора, папского нунция Британии и Ирландии (католики редко проявляют солидарность с протестантами). Попутно Роуэн поставил в тупик британский парламент, потребовав законодательного определения того, что есть «невыносимые страдания, не стоящие того, чтобы ради них поддерживать жизнь хотя бы месяц» (именно так звучала формулировка, разрешающая эвтаназию).

Но несмотря на всю неоднозначность английского примаса западные издания не осуждают его за сомнения в существовании Бога. Как написала вчера лондонская «Гардиан»: «Это можно понять». Воистину: «Верую, Господи! Помоги неверию моему!» (Св. Августин.)

"