Posted 7 августа 2005,, 20:00

Published 7 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:31

Updated 8 марта, 09:31

«Правила игры меняются»

«Правила игры меняются»

7 августа 2005, 20:00
Судя по всему, долголетней английской терпимости в отношении мусульман-экстремистов пришел конец. «Баста!» – решил премьер-министр страны Тони Блэр, объявив в минувшую пятницу о новой иммиграционной политике и ужесточении правил депортации иностранцев. Теперь все лица, призывающие к религиозной ненависти или в любой фо

Свою инициативу, родившуюся практически через месяц после терактов в лондонском метро 7 июля, когда погибли 52 человека, Блэр озвучил на последней перед отпуском пресс-конференции. «Те, кто участвует в актах терроризма или прославляет терроризм, будут автоматически лишаться права на пребывание или предоставление политического убежища в Великобритании», – заявил хозяин Даунинг-стрит, 10. При этом, по его словам, правительство составит перечень организаций, книжных магазинов и веб-сайтов, за которыми будет вестись особое наблюдение: их посетители подвергнутся высылке в первую очередь. Кроме того, будут закрыты «религиозные учреждения и места для отправления религиозных обрядов, где может проходить подготовка потенциальных террористов». Британский премьер, в частности, в тот же день объявил о запрете мусульманской группировки «Хизб ут-Тахрир» и групп, созданных на основе радикальной организации «Аль-Мухаджирун», которая в свое время одобрила теракты 11 сентября 2001 года в США. Все эти меры, по утверждению главы британского правительства, необходимы для более эффективного противостояния терроризму. «Пусть ни у кого не останется сомнений: правила игры меняются», – провозгласил Блэр.

Вместе с правилами, судя по всему, измениться предстоит и нынешнему британскому законодательству, что, впрочем, премьер-министра ничуть не пугает. «Правительство готово внести изменения в Акт о правах человека, если возникнут какие-либо сложности с применением новых мер по депортации», – заявил Блэр. Есть и другая проблема. Согласно Европейской конвенции о правах человека, под которой подписалась и Великобритания, Лондон не может высылать на родину граждан тех стран, в которых им грозят смертная казнь или пытки. Однако, по словам Блэра, британское правительство сейчас ведет интенсивные консультации со многими мусульманскими государствами, и цель этих переговоров – получение гарантий того, что с депортируемыми гражданами будут обращаться гуманно.

Решение Блэра, вероятно, вызовет расширение полномочий министерства внутренних дел страны. Именно оно будет принимать решение о депортации того или иного лица. Кроме того, срок предварительного заключения подозреваемых в терроризме до предъявления им обвинений может увеличиться с 14 дней до трех месяцев: осенью парламентарии будут решать этот вопрос. Кстати, глава Скотленд-Ярда Иан Блэр уже заявил, что «очень удовлетворен» инициативой премьер-министра. Похвалили премьера и оппозиционеры-консерваторы – в отличие от либерал-демократов. Лидер последних Чарльз Кеннеди отметил, что глава правительства «рискует только углубить противоречия и оттолкнуть мусульман как раз в то время, когда в стране необходимо объединять различные сообщества». С этой оценкой согласилась и британская правозащитная организация «Свобода».

Но громче всего новость об ужесточении правил депортации и новом подходе к борьбе с терроризмом встретили те, кого она напрямую коснулась. По мнению официального представителя теперь уже объявленной Блэром вне закона группировки «Хизб ут-Тахрир» Имрана Вахида, инициатива премьер-министра вызовет «серьезные последствия». «Несмотря на открытость нашей партии для интеллектуальных дебатов, несмотря на заверения премьер-министра в поощрении борьбы идей, становится очевидным, что это правительство терпеть не может нашу партию и прибегает к подобным драконовским мерам», – подчеркнул Вахид. Ему вторит Омар Бакри Мохаммед – бывший лидер радикальной организации «Аль-Мухаджирун», известный своими экстремистскими заявлениями. «Я думаю, эта система (британская демократия. – «НИ») ничем не отличается от тех, что свойственны Каддафи, Хосни Мубараку и Саддаму Хусейну. Мусульманская молодежь увидит, что Блэр ничуть не лучше некоторых диктаторов», – заявил Омар Бакри.

Надо сказать, что британский премьер отдельно оговорил тот факт, что ужесточение депортации иностранцев отнюдь не направлено против мусульман. «Террористы как раз и стали угрозой для мусульманского сообщества, и бороться мы будем именно с проявлениями терроризма и экстремизма, а не с обычными мусульманами», – подчеркнул Блэр. Тем не менее «правила игры» действительно изменились: Великобритания рассталась с присущей ей терпимостью к пропаганде радикального ислама, и вероятно, через какое-то время никто уже, как прежде, и в шутку не рискнет назвать британскую столицу «Лондонистаном».



Лондон судит взрывника

Сегодня состоится первое судебное заседание по делу о неудавшихся терактах в Лондоне 21 июля. В тот день, напомним, террористы попытались взорвать бомбы на трех станциях метро, а также в автобусе. Перед судом предстанет 24-летний Ясин Хасан Омар. Он планировал взорвать себя на станции «Уоррен-Стрит», где его и зафиксировала камера видеонаблюдения. Вчера ему первому из четырех неудавшихся смертников были предъявлены обвинения в преступном сговоре, незаконном хранении взрывчатых веществ и попытке убийства. Для трех других бомбистов обвинения пока только готовятся. В полиции убеждены, что имеют дело с дилетантами. Во-первых, двое подозреваемых – Саид Ибрагим и Рамзи Мохаммед – даже не пытались покинуть Лондон после терактов, хотя их портреты были развешаны по всему городу. Бежать пытался лишь Хусейн Осман, но без должной осторожности. Добравшись до Рима, он начал звонить родственникам со своего мобильного телефона. Засечь Османа и арестовать его было уже делом техники. Позже на допросах он сам рассказал, что с международными террористами контактов не имеет, акция же была организована в знак их личного протеста против войны в Ираке. «Мы не собирались убивать мирных жителей. Мы лишь хотели их припугнуть», – сказал бомбист.

Елена ОГНЕВА

"