Posted 7 июня 2015,, 21:00

Published 7 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:45

Updated 8 марта, 03:45

Хотела, как лучше

Хотела, как лучше

7 июня 2015, 21:00
Переговорную контактную группу по конфликту в Донбассе покинула один из ведущих мировых дипломатов – швейцарка Хайди Тальявини. Она также оставляет пост спецпредставителя ОБСЕ по Украине. Многие эксперты и западные СМИ считют эту отставку, происшедшую в аккурат перед саммитом «большой семерки», где обсуждается в том чи

Хайди Тальявини на сегодняшний день самый опытный европейский дипломат, имевший дело с разрешением конфликтов на территории бывшего СССР. За свою долгую дипломатическую карьеру она побывала представителем председателя ОБСЕ на Кавказе, а также возглавляла миссию ООН в Грузии, занимаясь на этих постах урегулированием грузино-абхазского, грузино-осетинского и чеченского вооруженных конфликтов. С ее именем связана деятельность международной комиссии Европейского союза по расследованию обстоятельств августовской войны 2008 года. «Доклад Тальявини» о причинах боевых действий в свое время наделал много шума: он оказался достаточно компромиссным, устроившим (что в тот момент выглядело чудом) и Россию, и Грузию. Заметим, что все сложные миссии, которые поручали швейцарскому дипломату, она ни разу не заканчивала досрочно. Тем более неожиданным стало ее решение уйти со своего поста в этот раз.

Госпожа Тальявини не объяснила причину своего ухода. Вместо нее это сделали анонимные источники в беседе сразу с несколькими агентствами. Источник агентства ТАСС в ОБСЕ сообщил, что уход швейцарского дипломата произошел по состоянию здоровья: «Она не первый раз ставила такой вопрос, переговоры тяжелые, конца и края им не видно, человек морально и физически устал». Источник агентства «Интерфакс» в контактной группе (судя по всему, представляющий российскую сторону), напротив, связывает отставку Тальявини с провалом переговоров. По его словам, в Минске на заседании контактной группы 2 июня не удалось достичь компромисса по ряду значимых вопросов, в том числе относительно «процессуальной очистки» готовящихся к обмену пленных (вероятно, имеется в виду амнистирование украинской либо российской стороной определенных лиц, подлежащих обмену), а также внесения изменений в конституцию Украины и проведения выборов в Донбассе. «При этом каждая из сторон последовательно отстаивала свою точку зрения, а киевская сторона была чуть более бескомпромиссной, – утверждает источник агентства. – В итоге Тальявини приняла решение в тот день работу контактной группы завершить и перенести обсуждение вопросов предварительно на 16 июня, после чего, скорее всего, и приняла решение о своем уходе».

Лично знающий госпожу Тальявини член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко склоняется к тому, что версия о неудаче переговоров имеет под собой больше оснований. «То, что Хайди ушла, – это очень плохо, – сказал он в беседе с «НИ». – Она совершенно не антироссийски настроена, высокий профессионал, который действительно хотела, как лучше. Жалко и ее, и сам мирный процесс: ведь если бы была возможность, она бы на своем месте досиживала долго».

Хотя в западных, да и в российских СМИ нет недостатка в выводах, что уход Тальявини – это свидетельство полного провала мирных переговоров в Минске, часть экспертов все же считают, что делать такого рода радикальные оценки рано. «В целом я не вижу провала: все-таки ОБСЕ не настолько значимая структура. Вот если бы от мирного процесса в Донбассе отстранились Франсуа Олланд или Ангела Меркель…» – заметил «НИ» политолог Кирилл Коктыш.

Как бы то ни было, все эксперты в той или иной мере признают, что самоустранение столь значимой фигуры из состава международных посредников в переговорах по Донбассу выглядит как первое свидетельство того, что в, казалось бы, более-менее наладившемся мирном диалоге что-то идет «не так». Настораживает и совпадение ухода Тальявини с началом финального обсуждения судьбы международных санкций против России, введенных год назад. Будут ли они продлены или ужесточены (об их отмене сейчас речь не идет), решится в серии международных встреч, первая из которых – проходящий в Германии 7–8 июня саммит «большой семерки», неформального клуба, объединяющего США, Великобританию, Италию, Германию, Канаду, Францию и Японию. Несомненно, если в эти дни на юго-востоке Украины начнется полномасштабная война, это серьезно повлияет на вроде бы уже определившиеся позиции мировых лидеров.

"