Posted 7 апреля 2011,, 20:00

Published 7 апреля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:39

Updated 8 марта, 06:39

Штрихи к портрету

Штрихи к портрету

7 апреля 2011, 20:00
Двенадцатиклассники всех американских школ в эти дни получают сообщения о том, в какой колледж или университет они приняты. Все баллы уже подсчитаны, экзамены сданы. Таким образом, сегодня судьба практически каждого выпускника определена. Впереди – расставание со школой, выпускной вечер и последнее лето детства, не омр

Нет, конечно, результат экзамена для тех, кто выпускается из школ Америки, крайне важен. Чем выше балл SAT, тем больше шансов поступить в хороший университет или колледж. SAT (Scholastic Aptitude Test) – это тест схоластических способностей, который проверяет общее знание математики, английского языка, истории. Этот тест обязаны сдать все выпускники. Экзамен сложный, многочасовой, с первого раза сдать его успешно чрезвычайно трудно, требуются определенные навыки. Поэтому школьники могут сдавать его несколько раз в год и в 10-м, и в 11-м, и в

12-м классах, добиваясь все лучших результатов. То есть единого дня, когда все старшеклассники страны садятся и сдают экзамены, определяющие их дальнейшую жизнь, здесь нет. Как нет и истерики по поводу этого тестирования, отчетов органов образования и прочей мишуры. Важно, что принимает экзамен независимая служба тестирования, при этом учителя не превращаются в репетиторов и не имеют к SAT никакого отношения. Школьные уроки ни в коем случае не становятся курсами по подготовке к этому экзамену. Есть множество специальных курсов, учебников, которые помогают подготовиться к тестированию, но школа в этот процесс не вовлекается никогда.

Для того чтобы попасть в вуз, одного только результата сдачи SAT недостаточно. Примут или нет школьника в желанный колледж – это зависит от множества факторов. Например, выпускник должен показать, каков его GPA (Grade Point Average), то есть на какие оценки он учился в школе. В школах каждую четверть проводится итоговое тестирование, раз в полгода – экзамены, в результате всего этого выводится средний балл успеваемости ученика. Высший балл – 4.00, низший – 0.00. При этом вузы интересуются не только годовыми оценками за последние годы обучения в школе, они смотрят и на четвертные оценки по разным предметам, а также на то, какие именно предметы брал ученик. По здешним правилам старшеклассники могут сами выбирать, что именно они хотят изучать (но есть и обязательный набор предметов). Так вот, если ты ограничиваешься обычной алгеброй, это одно. А вот если брал еще и, например, продвинутый курс математики, это уже совсем другое. Таким образом, колледжи имеют общую картину, детальный образ выпускника школы, желающего стать их студентом. Что правильно, ведь если человек учился из рук вон плохо последние четыре года школы, а потом вдруг блестяще сдал выпускные экзамены, это как минимум должно насторожить.

Кстати, впечатляет еще один момент американского школьного образования. Здесь никто никого не «вытягивает». Если ученик не хочет учиться, его не станут вызывать на педсовет, к директору, просто к моменту окончания школы он будет иметь такой низкий уровень GPA, что его не захочет видеть у себя ни один колледж. Ну что ж, пойдет работать, у всех своя дорога.

Результат экзамена, текущие школьные оценки… Казалось бы, этого вполне достаточно, чтобы оценить будущего студента. Но нет, вузы Америки внимательно анализируют еще одну сторону жизни школьника – его участие в волонтерском движении. Выпускник школы не сядет за университетскую скамью, если за годы учебы в старших классах не наберет определенное количество часов работы в так называемом community service. Участвовать в волонтерском движении – значит, помогать бедным, бездомным, ухаживать за больными в госпиталях, развлекать детей на общественных мероприятиях, оказывать помощь церкви. Каждый старшеклассник должен за год отработать как минимум 20 часов на таких общественных работах, чтобы к выпуску из школы иметь 100 необходимых для поступления часов. Предвижу скептические замечания. Однако зная, что это такое – внутренний мир 16–17-летних подростков, скажу: работа на благо общества для них – одна сплошная польза. Меньше будут думать, что мир крутится только вокруг них.

И наконец, о спорте. Не удивительно, что при всеобъемлющей любви Америки к спорту, притом что здешним школам по степени оснащенности могут позавидовать некоторые базы подготовки олимпийцев, такая строка, как «спортивные достижения» в резюме школьника, считается одной из основных. И на эти достижения вузы обращают такое же пристальное внимание, как на участие в волонтерском движении. Считается, что если ученик пытался добиться спортивных побед, он и в жизни, и в карьере будет вести себя так же.

Последним штрихом (а может, и первым) к портрету выпускника школы должно стать эссе, написанное им самим, – о себе, о том, почему он выбрал именно этот вуз, и пр. Любопытно, но именно эссе часто играет ключевую роль в решении университета, брать этого мальчика или ту девочку к себе или нет. Дело в том, что в последнее время абитуриенты демонстрируют неплохое знание математики, а вот складно написать сочинение им все труднее. Преподавателям вузов это не нравится, с таким студентом будет трудно установить контакт, поэтому умение образно выражать мысли стало цениться.

Надо сказать, что если школьник проявляет хоть какую-нибудь заинтересованность в поступлении в вуз, он поступит. Весь вопрос, куда. В Америке в отличие от многих других стран есть тысячи разнообразнейших колледжей, готовых принять студентов. Но есть также и прямая зависимость между статусом учебного заведения и тем, какую ты получишь профессию, потом зарплату и уровень жизни. Так что, получая тройки за четвертные экзамены где-нибудь в 9-м классе старшей школы, многие ученики знают, какое будущее они себе сейчас «рисуют».

"