Posted 7 апреля 2010,, 20:00

Published 7 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:10

Updated 8 марта, 07:10

Тюльпанами и не пахнет

Тюльпанами и не пахнет

7 апреля 2010, 20:00
Вчера весь день чаша весов в противостоянии между киргизскими властями и оппозицией склонялась то в одну, то в другую сторону. Все началось с антиправительственных акций в провинциальном городке Таласе и арестов лидеров оппозиции, затем многотысячные выступления противников президента Бакиева охватили Бишкек. Толпа шту

Вчера, когда снайперы открыли огонь по толпе, собравшейся на главной площади Бишкека, где расположены правительственные учреждения, стало ясно, что президент Бакиев, в отличие от своего предшественника Аскара Акаева, уступать не намерен. Решимости силовикам придавали известия из Таласа, где мятежники взяли в заложники первого вице-премьера Акылбека Жапарова вместе с главой МВД Молдомусом Конгатиевым. Тем более что по Бишкеку пошли слухи об убийстве последнего. Как выяснится позже, оба чиновника были жестоко избиты. В тот момент многие киргизы просто не понимали, что происходит: телеканалы и независимые интернет-сайты не работали, отключились электронная почта и ряд операторов мобильной связи.

Однако известия о гибели сначала четырех, а затем 15 человек всколыхнули демонстрантов, поначалу ведших себя довольно спокойно. Трудно сказать, на что рассчитывали военные и милицейские чины, открывая огонь на поражение. Ведь пока милиция отстреливалась резиновыми пулями и шумовыми гранатами, ей четыре раза удалось отбить атаки на Дом правительства. Но, когда стало известно о трупах, демонстранты, в первую очередь молодежь, просто вышли из себя. Кто бы мог подумать, что им с ходу удастся взять ГСНБ и генпрокуратуру! Здесь, в отличие от расположенного поблизости Дома правительства, снайперы не стреляли. «Выводим наших из застенков», – кричали молодые люди, прорвавшиеся в святая святых нацбезопасности, и действительно вслед за ними из ГСНБ вышли Темир Сариев, Иса Омуркулов и другие оппозиционеры, мгновенно ставшие кумирами толпы. Затем из окон соседней генпрокуратуры полетели компьютеры, оргтехника, в ушах стоял звон от разбиваемых окон.

«А где Роза Отунбаева?» – спрашивали друг у друга наиболее сознательные оппозиционеры, которых еще не охватил кураж «революционного безумия». Речь шла об одном из оппозиционных лидеров, экс-министре иностранных дел. «Тоже в каких-то застенках, – мрачно заметил кто-то. – Может, в генпрокуратуре есть засекреченный подвал?..» Затем, правда, выяснилось, что, в отличие от других вожаков оппозиции, Отунбаевой удалось скрыться от пришедших за ней сотрудников ГСНБ. Потом появилась информация о том, что у первого вице Жапарова выбит глаз.

К вечеру Сериев и Омуркулов заявили, что идут на переговоры с премьером Данияром Усеновым. Было неизвестно, где находится президент Бакиев. Объявленное президентом чрезвычайное положение никого не пугало.

Выступления противников оппозиции вчера шли по всей стране. В Иссык-Кульской области, например, оппозиция торжествовала победу. Здешний губернатор Кыдыкбек Исаев добровольно сложил свои полномочия, и его обязанности временно взял на себя глава областного филиала партии «Ата-Мекен» Раимбек Манжалов. В здании областной администрации осталась только охрана из числа сотрудников МВД, около пятнадцати человек. Разительное отличие от Таласа и Бишкека!

Интересно, что вчера ближе к вечеру государственная телерадиокорпорация Кыргызстана (НТРК) начала «прямой эфир» с участием сотрудников неправительственных организаций и правозащитников. В то же время, как рассказал корреспонденту «НИ» один из сотрудников НТРК, основное оборудование компании было сломано, вещание ведется через резервные мощности и вообще «кругом погром».

Правозащитники вчера много говорили о причинах случившегося: неспособности власти проводить реальные реформы, коррупции, кумовстве и т.д. Впрочем, об этом и так все знали. Больше волновало, а главное, пугало то, что происходит на улицах. За окном было просто страшно.

Все эти события взволновали и киргизскую диаспору в Москве. В среду утром у здания посольства Киргизии пытались собраться выходцы из этой республики. Но с ними никто толком не поговорил. «Мы простые люди, рабочие, хотим знать, что на родине происходит, – сказал «НИ» один из киргизских гастарбайтеров. – Боимся за родственников».

"