Posted 8 февраля 2011,, 14:17

Published 8 февраля 2011,, 14:17

Modified 8 марта, 06:41

Updated 8 марта, 06:41

Репортер британской газеты Guardian Люк Хардинг был выслан из России (БЛОГИ)

Репортер британской газеты Guardian Люк Хардинг был выслан из России (БЛОГИ)

8 февраля 2011, 14:17
Причины депортации официально никто не прокомментировал

Московский корреспондент британской газеты Guardian Люк Хардинг попал в список лиц, чей въезд в Россию является нежелательным, сообщил во вторник источник РИА Новости в одной из российских силовых структур.

Вчера на сайте газеты появилась информация о том, что Хардинга не пустили в Москву, аннулировав визу и отправив обратно в Великобританию. «Хардингу не был разрешен въезд на территорию России по требованию одной из российский структур», – сказал источник агентства. По каким причинам журналист оказался в таком списке – не уточняется.

Без объяснения причин

Как стало известно, корреспондент британской газеты The Guardian Люк Хардинг в минувшие выходные возвращался в Москву из Лондона после двухмесячной командировки. Российской визы его лишили прямо в аэропорту. Первым же рейсом журналист был выслан на родину.

Как пишет The Guardian, Хардинга остановили на паспортном контроле, после чего отвели в отделение для депортируемых. Там корреспондент лондонского издания провел 45 минут. Затем Хардинга посадили в самолет, который вылетал в Лондон. Паспорт ему вернули только при посадке в салон авиалайнера. Российская виза, как оказалась, была аннулирована. «Для вас Россия закрыта», — таким объяснением ограничился сотрудник погранслужбы ФСБ.

Официальных комментариев правоохранительных органов на этот счет пока нет. По закону российские власти могут не сообщать, по какой причине въезд в страну того или иного лица является нежелательным. Пограничная служба ФСБ не комментируют высылку Хардинга. «Мы это оставляем без комментариев», – сказал агентству INTERFAX.RU источник в ведомстве. Официальный представитель ФМС Константин Полторанин отметил, что Федеральная миграционная служба не имеет отношения к инциденту с Хардингом. «Это не компетенция ФМС. К нам эта ситуация не имеет никакого отношения», – сказал он.

По данным американской газеты Wall Street Journal, глава МИД Великобритании Уильям Хейг поднял эту тему во время телефонного разговора со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, однако объяснений также не получил. Guardian отмечает что, «судя по всему, Лавров не смог объяснить случившееся и лишь пообещал изучить данный вопрос».

Несвобода журналиста

Запрет на въезд в Россию московского корреспондента британской газеты Guardian Люка Хардинга может плохо сказаться на авторитете России, заявил председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов. «Такое отношение вызывает сложные чувства и недоумение», – сказал он в эфире радиостанции «Эхо Москвы». Он также выразил мнение о том, что, учитывая авторитет Guardian и чистоту работы журналистов этого издания, так безапелляционно запрещать въезд Хардинга просто не получится.

Британское журналистское сообщество сочло депортацию Хардинга очередным доказательством давления на свободную прессу в России. По мнению главного редактора The Guardian Алана Расбриджера, все это имеет серьезные последствия для свободы слова и заставляет думать о том, что «российское правительство изгоняет репортеров, которые ему не нравятся». «То, как Россия обращается с журналистами, и своими собственными, и иностранными, - повод для серьезной обеспокоенности», - цитирует Газета.ру англичанина.

Высылку репортера The Guardian осудила Международная федерация журналистов. Все произошедшее они назвали «отрезвляющим напоминанием того, как легко нынешнее российское руководство соскальзывает к цензуре прошлых лет». В заявлении, которое было распространено сегодня от имени генсека МФЖ Эйдана Уайта, говорится, что данная акция «обеспокоит защитников прав прессы как внутри России, так и по всему миру».

Как заявили в Совете при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека заявили о готовности помочь газете Guardian в проблеме с Люком Хардингом. «Если газета обратится за помощью в наш Совет за содействием, мы поможем, но результат гарантировать не можем», – сказал в интервью радиостанции «Эхо Москвы» председатель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. Он отметил, что Совет при президенте неоднократно разбирался с подобными ситуациями. «В некоторых случаях нам удавалось помочь журналистам, когда ограничения на их въезд оказывались надуманными. Иногда нам это сделать не удавалось, потому что это, безусловно, суверенное право государства, открывать пред тем или иным лицом свои границы или нет», – сказал он.

О чем мог знать Хардинг

Люк Хардинг работал корреспондентом Guardian в Москве на протяжении нескольких последних лет. Отмечается, что проблемы с российскими властями возникали у него и раньше. Так, в апреле 2010 года его задерживали в Ингушетии.

В последние месяцы журналист был плотно вовлечен в публикацию в Guardian материалов Wikileaks, в том числе о России, ее руководстве и ключевых фигурах политики и бизнеса. Хардинг также освещал судебный процесс над основателем Wikileaks Джулианом Ассанжем истал соавтором вышедшей в свет в конце января книги «Война с секретностью», рассказывающая об истории Wikileaks. В одной из своих статей, написанной по материалам утечек Wikileaks, Хардинг процитировал документ, в котором прокурор национального суда Испании Хосе Гринда Гонсалес в разговоре с американским дипломатом называл современную Россию «фактически мафиозным государством».

Кроме того, журналисты британской газеты Guardian в декабре 2007 года первыми опубликовали материалы о том, что Владимир Путин является крупным бенефициаром нефтетрейдера Gunvor. По мнению оппозиционного политика Владимира Милова, именно это могло стать одной из причин высылки из России корреспондента Люка Хардинга. «Между прочим, корреспондент британской Guardian Люк Хардинг, которого сегодня ночью не пустили в Россию, помогал нам в процессе по делу против Тимченко», - цитирует Газета.ру сообщение, опубликованное в его жж-журнале. Кроме того, Милов отметил, что встречался с Хардингом. «Он передал оригинал статьи для нашей защиты в суде. Обсуждали расследования по Gunvor». По словам политика, Хардинг не был активным консультантом во время написания доклада «Путин. Итоги. 10 лет», однако был одним из тех, с кем Милов и Немцов консультировались.

Также Милов сообщил, что не видит связи между высылкой репортера The Guardian и публикациями WikiLeaks. «Высылка и внесение в «черный список» «точно не связаны с WikiLeaks. Статьи по опубликованным документам WikiLeaks писать может простой человек», - заявил политик.

Напомним, что в минувшую среду Бизнесмен Геннадий Тимченко, считавшийся другом Владимира Путина, частично выиграл иск к оппозиционерам Борису Немцову и Владимиру Милову. За две фразы из доклада «Путин. Итоги. 10 лет», где упоминался Путин, их обязали заплатить истцу 200 тысяч рублей. Опровержение предложено опубликовать газете «Коммерсантъ», не имевшей отношения к докладу.

«По всей видимости, кремлевские боятся меня больше, чем я их», — прокомментировал депортацию журналист в своем микроблоге Twitter. Он также отметил, что не знает истинных причин своего выдворения из России. По мнению Хардинга, реакция Кремля, заявившего, что разоблачения Wikileaks «не стоят комментариев», показывает, что все написанное в посольских депешах правда.

Кого еще не пустили?

Последним громким случаем, когда журналиста не допустили на территорию России, стала депортация в Молдавию в декабре 2007 года корреспондентки московского журнала The New Times Натальи Морарь. Отмечается, что она опубликовала в журнале статью «Черная касса Кремля». Корреспондентка возвращалась в Москву из пресс-тура в Израиль, когда ее вместе с будущим мужем и коллегой Ильей Барабановым остановили на паспортном контроле аэропорта «Шереметьево». Почему Морарь отказались пускать в страну, ей не объяснили. Несколько лет журналистка провела в зале для транзитных пассажиров, однако в итоге ей пришлось-таки улететь в Кишинев. Илья Барабанов, гражданин России, остался в Москве.

Ответ на то, почему молдавскую журналистку не пустили в Россию, спустя два года (в августе 2009 года) получили ее коллеги в Верховном суде. Суд сослался на норму п. 1 ч. 1 ст. 27 закона «О порядке въезда и выезда из РФ», согласно которой «въезд на территорию России не разрешается, если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, общественного порядка либо защиты здоровья населения». Какую опасность для обороноспособности и безопасности России представляла Морарь, ФСБ не пояснила.

Примерно по тому же сценарию развивались действия в июне 2008 года с британским исследователем Саймоном Пирани, который сотрудничал с Оксфордским институтом энергетических исследователей. Почему въезд в Россию оказался для него закрытым, ему так и не объяснили, сославшись на 27 статью миграционного закона. Но его коллеги не сомневались в том, что выдворение связано с интересами исследователя в области протестных общественных и профсоюзных движений.

Также Москва не раз просто отказывала в выдаче российской визы журналистам, слишком критично настроенных против власти. Так, в июле 2006 года в Россию не был допуще британский журналист Томас де Ваал, специалист по Кавказу. В 2003 году он был свидетелем защиты на суде по экстрадиции в Россию одного из лидеров чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева. Ваал был соавтором книги «Чечня: Маленькая победоносная война». По данным сайта Agentura.Ru, с 2000 года в Россию не были допущены более 40 иностранных журналистов.

Почему не пустили Хардинга?



Российские блогеры рассуждают на тему того, почему Люка Хардинга не пустили в Россию, и должны ли власти комментировать свое решение.

neof_opponent: «Я знаю пару человек - англичанина и американца - которых тоже выслали без объяснения причин. Оба политологи. Шума особого не было. Но в случае с журналистом может сработать журналистская солидарность, и неприятных шпилек от зарубежной пишущей братии можем много получить. Действительно, какая-то глуповатая история. Возможно, чисто профилактическая предвыборная мера. Чтобы писали уважительнее о «бандитском государстве» и его лидерах».

shusharin: «И ведь ничего особенного парень не сделал - просто обобщил материал с Викиликс».

claire_1973: «Не верится, что из-за этого (публикации о Wikileaks – прим. ред.), иначе половину корреспондентов пришлось бы не пустить.

Вероятно, эксперимент по симметричному ответу на грядущий запрет по списку Магнитского и подготовка к вероятному появлению списка Ходорковского.

Честно говоря, смысл этого запрета вообще очень трудно уловить. Кажутся призрачными надежды на то, что журналист, сидючи в далёком Лондоне, после инцидента изменит направление деятельности и начнёт славословить российскую действительность, Сколково и «Газпром».

archi_chester: «Все предсказуемо. ну какое же мы мафиозное государство? Журналисту же ноги не переломали. Просто развернули».

trilirium: «Лично я особой радости в высылке Хардинга не усматриваю. Ну, вышвырнули этого - найдется другой, точно такой же. Вот если б изобрести что-нибудь вроде дуста, способного выморить всех Хардингов оптом... Эх, несбыточные мечты!»

robin_god : «А в британской визе, к примеру, могут отказать, если ты там не то, что наследил, а даже ни разу не был. Тем более, отказывать во въезде, не объясняя причин, также является обширной демократической практикой. Здесь все ровно. Пущай старина люк не расстраивается».


"