Posted 7 февраля 2007,, 21:00

Published 7 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:48

Updated 8 марта, 08:48

Кавказские риски

Кавказские риски

7 февраля 2007, 21:00
Лидеры Грузии, Азербайджана и Турции Михаил Саакашвили, Ильхам Алиев и Реджеп Эрдоган подписали вчера в Тбилиси соглашение о реконструкции и строительстве железнодорожной магистрали Баку–Тбилиси–Карс (БТК). Этот широко разрекламированный проект сразу же вызвал в мире неоднозначную реакцию. По-разному к нему отнеслись и

Грузинское правительство рассчитывает, что такой важнейший инфраструктурный проект как БТК, превратит страну в «мост между Европой и Азией». Его строительство начнется уже в нынешнем году. По предварительной информации, реализация проекта обойдется в сумму от 400 до 600 млн. долларов. Грузия профинансирует свою долю затрат за счет кредита в размере 200 млн. выделенного Азербайджаном. 220-миллионные затраты взяла на себя Турция. Планируется, что 105-километровая железнодорожная магистраль будет построена, а частично реконструирована, в течение трех лет.

Но, как выясняется, радужные мечты политиков могут разбиться о суровую реальность. Тем более что детали нового проекта грузинской общественности до сих пор неизвестны. Как рассказал «НИ» известный тбилисский экономист, соучредитель движения «Национальный форум» Нико Орвелашвили, уже на начальной стадии возник ряд проблем, угрожающих национальным интересам страны. Грузия, несомненно, нуждается в восстановлении железнодорожной ветки Ахалкалаки–Тбилиси, которая связывает столицу с регионом Джавахети, где преобладает армянское население. Важно для страны и «железнодорожное окно» в Европу. Однако возникает опасность практически полного паралича грузинских портов. «Товаропоток направлялся от Баку до Поти и Батуми по железной дороге, пропускная способность которой 18 млрд. тонн. Пропускная способность новой ветки – 15 млрд. тонн. Если из 18 миллиардов тонн 15 будут переадресовываться по новой ветке, то какие грузы достанутся нашим портам? Мы просто нанесем очень сильный удар по собственным объектам. К тому же, если эта железная дорога будет только магистральной, если она не позволит интегрировать регион Джавахети в экономическое пространство Грузии, то грузы местного значения не будут перевозиться по этой ветке. Тогда прогноз самый пессимистичный – от этого проекта Грузия ничего не получит, кроме обострения отношений с местным армянским населением».

Соглашение по БТК вызвало серьезную озабоченность и в Ереване, ведь железнодорожный коридор будет идти в обход Армении. Министр транспорта и связи этой закавказской республики Андраник Манукян поспешил заявить, что этот проект «неправилен, невыгоден и очень дорог» и к тому же грозит изоляцией его страны. В свою очередь, помощник госсекретаря США Мэтью Брайза, комментируя проект строительства БТК, подчеркнул, что США «не против, но и не за» его реализацию. В Баку сразу же узрели в этом «происки армянского лобби» во властных структурах США. По словам Нико Орвелашвили, «если бы США видели в новом проекте свои интересы, никакое армянское лобби не могло бы изменить национальную политику США. Зато интересы Азербайджана и Турции здесь четко выражены. Они гораздо более весомые, чем интерес Грузии. И еще вопрос – стоило ли правительству Грузии брать у Азербайджана кредит для того, чтобы защищать его же интересы?»

Как бы то ни было, старт нового проекта в Тбилиси отметили весьма помпезно. Вчера на набережной Куры в присутствии грузинского и азербайджанского президентов был открыт четырехметровый монумент, на котором написано, что от этого места до Баку 556 километров, а до Анкары 1441 километр. Монумент посвящен памяти покойного президента Азербайджана Гейдара Алиева. В честь него же переименовали и часть набережной, которая носила имя первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа. Это вызвало протесты среди оппозиционных политиков. Один из них – депутат парламента от фракции «Демократический фронт» Звиад Дзидзигури, сыронизировал по этому поводу, что в соответствии с логикой властей, «вместо проспекта Руставели, где казахские бизнесмены строят гостиничный комплекс, может появиться улица имени Назарбаева».

Сардар ДЖАЛАЛОГЛУ, сопредседатель Демократической партии Азербайджана:

– Подписание соглашения по БТК – очень важное событие для Азербайджана. С появлением новой транспортной артерии авторитет нашей страны на мировой арене значительно возрастет. Кроме того, БТК – еще один важный шаг, направленный на укрепление суверенитета Азербайджана: наша страна станет еще более независимой от России и Ирана в транспортной сфере. Не говоря уже о том, что новая железная дорога для Азербайджана, по сути, еще одно окно в Европу. Ну а критика со стороны США и Евросоюза носит сугубо косметический характер, и вызвана прежде всего давлением армянского лобби. На самом же деле Запад негласно поддерживает строительство новой железной дороги, по которой пойдут грузы из стран Центральной Азии в Европу в обход России. Ведь плоды от реализации этого геополитически важного проекта будут пожинать не только Азербайджан, Грузия и Турция, но и страны Запада, озабоченные сегодня энергетической и транспортной зависимостью от России.

Записал Мехман ГАФАРЛЫ



США, ЕС и Россия остались в стороне

Надежды Турции, Азербайджана и Грузии на успешную реализацию проекта строительства железной дороги Баку–Тбилиси–Карс (БТК) могут оказаться призрачными. Дело в том, что сам проект так и не получил одобрения ни США, ни Евросоюза, ни России. Влиятельные международные игроки считают его элементом политики изоляции Армении, у которой из-за проблемы Нагорного Карабаха сложились непростые отношения с Азербайджаном и Турцией.
Первыми идею новой транспортной артерии в Закавказье, как «препятствующую региональному сотрудничеству», раскритиковали США еще в августе 2005 года. Вашингтон тогда заявил, что новый проект «полностью игнорирует» уже существующую железную дорогу Карс (Турция) – Гюмри (Армения). А в декабре прошлого года президент Джордж Буш подписал законопроект, единогласно принятый двумя палатами конгресса. Документом наложен запрет на финансирование строительства железной дороги в обход Армении не только государственными фондами, но и частными инвестиционными компаниями и банками. Так, американскому Эксимбанку запрещено предоставлять любую помощь, направленную «на разработку или прокладку железнодорожных путей, соединяющих Азербайджан, Грузию и Турцию в обход Армении».
А в феврале 2006 года комиссар ЕС по внешним отношениям и вопросам европейской политики соседства Бенита Ферреро-Вальднер предупредила, что Евросоюз не станет финансировать БТК. «Евросоюз готов поддерживать любые региональные проекты, способствующие интеграции. Но в вопросе строительства железной дороги БТК Евросоюз остается в стороне, поскольку этот проект изолирует Армению, что, в свою очередь, противоречит европейской политике соседства», – заявила тогда г-жа Ферреро-Вальднер.
Перспективой новой транспортной артерии в Закавказье недовольна и Москва. Тем более что глава МИД Грузии Гела Бежуашвили утверждает: дорога предназначена для перевозки грузов из Центральной Азии в Европу в обход России. Строительство ветки в обход Армении, полагают в Москве, не сможет способствовать урегулированию нагорно-карабахского конфликта, но, напротив, приведет к еще большому осложнению армяно-азербайджанских отношений. В Москве воспринимают проект БТК, как и недавно построенный под патронажем США нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан, как попытку Запада отрезать Россию от Южного Кавказа и ослабить ее влияние в регионе.

Мехман ГАФАРЛЫ

"