Posted 6 декабря 2015,, 21:00

Published 6 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:11

Updated 8 марта, 03:11

Экстремальное обеднение

6 декабря 2015, 21:00
В последнее время мировые СМИ уделяют повышенное внимание не столько потерям запрещенной в России группировки «Исламское государство» (ИГ) в живой силе и технике, сколько его ухудшающемуся финансовому положению. Со вступлением в сирийский конфликт России американцы, а затем и присоединившиеся к ним французы и британцы

Соединенные штаты, более года наносившие воздушные удары по позициям ИГ, только осенью вспомнили о нефти и начали бомбить колонны цистерн, развозящие многочисленным покупателям дешевую джихадистскую нефть. Пентагон сейчас с оптимизмом рапортует о десятках сожженных цистерн противника. «Стоящая перед ними (джихадистами) проблема заключается в том, что сейчас они лишились большей части доходов, которые получали последние два года от завоеваний, конфискаций и рэкета, – рассказал Washington Post (WP) профессор политологии университета Бригема Янга Куинн Мечам. – Сейчас они теряют территорию и в результате испытывают все больше трудностей с получением денег».

Точной и надежной информации о финансовом положении ИГ мало. В январе этого года один из высокопоставленных сотрудников ИГ заявил арабским СМИ, что бюджет группировки в этом году составит порядка двух млрд. долларов, что скорее всего является пропагандистским преувеличением. WP сообщила со ссылкой на высокопоставленного сотрудника Государственного департамента США, что ИГ зарабатывает на торговле нефтью от 1 до 1,5 млн. долларов в сутки. Однако, по словам этого сотрудника, эти цифры с каждым днем, по мере нарастания интенсивности воздушных ударов, снижаются. Кроме того, боевикам все труднее в последние недели очищать нефть ввиду уничтожения инфраструктуры и оборудования.

За этот год территория ИГ, по мнению западных аналитиков, сократилась в Ираке на треть. В Сирии воздушная поддержка курдам и правительственным войскам помогла отбить обширные районы в районе Ракки и Алеппо. Потеря налогооблагаемых территорий ведет к снижению поступлений в казну группировки. Эти потери, возможно, заставили ИГ, которое отличается от той же «Аль-Каиды» и других террористических организаций «трепетным» отношением к финансам и экономике, резко расширить масштаб зарубежной деятельности. Речь идет о терактах во Франции, Египте, США и других странах. Ввиду ухудшения финансового положения зарплаты рядовых джихадистов, пишет информационная группа при военном издании Jane, снизились с 400 до 300 долларов в месяц. Очевидно, придется сокращать и управленческий аппарат, который создало «Исламское государство», пытаясь подражать настоящей стране. Джихадистские власти вынуждены сейчас повышать налоги и придумывать все новые способы пополнения казны, включая недавно введенные налоги на занятия сельским хозяйством и сотовые телефоны.

Большие убытки нанесло «Исламскому государству» и долгожданное решение иракского правительства, отменившего летом этого года выплату окладов госслужащим на захваченных ИГ территориях, включая миллионный Мосул. Эти зарплаты джихадисты тоже облагали налогом и фактически получали от Багдада десятки миллионов долларов в месяц.

Правда, «хоронить» группировку на основании ухудшившейся финансовой ситуации эксперты не спешат. «Нельзя забывать, что доходы, вполне сопоставимые с нефтяными, ИГ получает и из других источников: торговли зерном и похищенным антиквариатом», – напомнил «НИ» заместитель директора Института востоковедения РАН Владимир Исаев. Он также обращает внимание и на такие источники, по которым нет абсолютно никаких подтвержденных данных, но которые наверняка остаются и сейчас. Речь идет о финансовой поддержке джихадистов Катаром и Саудовской Аравией и об активности в сфере «теневой» экономики – о торговле человеческими органами, к примеру. Следовательно, вопрос о подлинном финансовом положении ИГ остается для всего остального мира открытым.

"