Posted 6 декабря 2010,, 21:00

Published 6 декабря 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:23

Updated 8 марта, 06:23

Черный ход в Европу

6 декабря 2010, 21:00
Одной из наиболее острых тем, обсуждаемых в последние дни в Еврокомиссии, стала ситуация на греко-турецкой границе, признанной самым уязвимым флангом Евросоюза. В Афинах полагают, что минувшей осенью из Турции в Грецию ежедневно проникало до 350 нелегалов. В помощь греческим коллегам уже направлены 175 сотрудников Fron

Орестиада – самый северный и одновременно восточный город в Греции. Всего в 2 км от него протекает река Эврос, служащая естественной границей с соседней Турцией. До недавнего времени ее было очень непросто пересечь. Помимо сильного речного течения, колючей проволоки и патрулей, мешали 25 тыс. противопехотных мин, постоянно напоминавших о многочисленных вооруженных конфликтах между греками и турками. Положение изменилось после того, как по инициативе Брюсселя саперы начали энергично разминировать эти места. В итоге к началу декабря северо-восток Греции стал «черным ходом» для нелегалов. «Это настоящее сражение,– пожаловался на днях журналистам Гиоргиос Саламангас, шеф полиции Орестиады. – Здесь находится дверь в Европу, через которую все хотят пройти». Всего в этом году на сухопутном участке греко-турецкой границы было задержано более 6 тыс. незваных гостей.

Переправка «нелегалов» – хорошо отлаженный и прибыльный бизнес, поставленный на широкую ногу. По сведениям г-на Саламангаса, за каждого пересекшего границу с их помощью контрабандисты берут от 600 до 1200 евро. Конечно, попасть в Грецию из Турции можно и морем, но это намного дороже – 7 тыс. евро, да и гораздо опаснее. Кстати, росту нелегальной миграции с территории Турции невольно способствовал сам Брюссель, и не только своей кампанией по разминированию. Именно по требованию ЕС Анкара, давно мечтающая вступить в Объединенную Европу, значительно упростила визовый режим на своих границах. А долететь до Турции, скажем, из Северной Африки стоит всего 60 евро. Для нелегалов это гораздо более спокойный путь, чем попытки «незаметно» доплыть до берегов Италии или Испании. При этом большинство мигрантов, пытающихся перейти с турецкой территории на греческую, приехали из стран Ближнего и Среднего Востока.

Конечно, попасть в Грецию – только полдела. По словам очевидцев, дороги в районе Орестиады сейчас даже в светлое время суток кишат группами «нелегалов», несущих в пластиковых мешках свои скудные пожитки. Как ни странно, при виде стражей порядка большинство из них не пытаются спрятаться, а с охотой сдаются властям. В полицейских участках и центрах для эмигрантов их фотографируют и снимают отпечатки пальцев. Самое трудное – определить национальную принадлежность. По советам контрабандистов, они пытаются выдавать себя за афганцев или сомалийцев, потому что греческие власти не могут депортировать тех, кто прибыл из стран, охваченных военными конфликтами. Тем, кого сразу же не завернули восвояси, выдают разрешения на 30-дневное пребывание в стране. Затем их везут в Афины, где и решают: дать им политическое убежище или выслать из страны. Подавляющее большинство, конечно, депортируют на родину, но немалому числу нелегалов удается раствориться в большом городе и двинуться в глубь континента.

Для европограничников помощь греческим коллегам – первая проба сил. В Варшаве, где находится штаб-квартира Frontex, утверждают, что в ноябре ситуация на греко-турецкой границе значительно улучшилась, а число нелегалов, пытающихся каждый день ее пересечь, сократилось едва ли не в шесть раз – до 60 человек. Однако местные власти призывают не обольщаться. «Даже если бы полиция стреляла в них при пересечении границы, они бы все равно пытались попасть в Грецию. Все они отчаянно стремятся в Европу», – рассказал журналистам один из сотрудников мэрии Орестиады.

"