Posted 6 ноября 2007,, 21:00

Published 6 ноября 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:23

Updated 8 марта, 08:23

Договор замедленного действия

Договор замедленного действия

6 ноября 2007, 21:00
США и НАТО готовы начать рассмотрение вопроса о ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Эту инициативу госдепартамента в понедельник вечером озвучил один из руководителей этого ведомства, Дэвид Крэмер, отвечающий за весь евроазиатский регион. Американцы сделали особый акцент

Выступая на слушаниях в комиссии правительства США по безопасности и сотрудничеству в Европе, Крэмер излучал и тревогу, и уверенность одновременно: «В ближайшие дни мы планируем провести с российскими партнерами еще одну встречу в Европе». При этом он добавил, что «угроза России приостановить реализацию текущего ДОВСЕ является предметом серьезной обеспокоенности для США и их союзников по НАТО».

Тот факт, что в Вашингтоне готовы к рассмотрению новой версии этого договора, с одной стороны, говорит о том, что американцы согласны поступиться некоторыми своими принципами внешней политики и пойдут на ряд уступок России. США хотят, чтобы Москва взамен смягчила свои позиции по Косово и Ирану. Другой вопрос, что почти аналогичные заявления были сделаны представителями НАТО еще летом текущего года. Так, еще в начале июня официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай в Брюсселе говорил о готовности стран – членов Североатлантического альянса ратифицировать адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе. «Члены НАТО считают ДОВСЕ очень важным договором и готовы ратифицировать его как можно скорее, как только будут соблюдены все условия», – уверял представитель НАТО. Правда, что он имеет в виду под фразой «соблюдены все условия», то есть какие это условия и кто их вообще должен соблюдать, он не сообщил. Что под всем этим подразумевал г-н Аппатурай, до сих пор не ясно.

Сегодня ситуация несколько изменилась. «Я думаю, что именно голосование в Госдуме испугало американцев», – заявил «НИ» заместитель директора российского Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов. «США очень не выгодно российское неучастие в договоре, поскольку в Вашингтоне считают очень важными те ограничения, которые существуют для Москвы, особенно в момент, когда решается судьба установки американских систем противоракетной обороны (ПРО) в Восточной Европе», – полагает собеседник «НИ».

Вообще же Договор об обычных вооруженных силах в Европе закрепил после окончания «холодной войны» правила размещения и допустимое количество боевой техники и личного состава армий европейских государств. Россия этот договор ратифицировала и все годы исправно выполняла. Между тем европейцы попросту игнорировали ДОВСЕ. Поэтому после того, как Россия и США не пришли к единому мнению по вопросу о необходимости размещения американской системы противоракетной обороны в Чехии и Польше, в Москве вспомнили про этот злополучный договор. И президент Путин заявил о приостановке Россией его выполнения. Именно о приостановке – пока 56 подписавших его стран не ратифицируют поправки, обсуждавшиеся еще в 1999 году. К числу участников соглашения относятся США, Канада, а также страны Европы и Центральной Азии, входящие в ОБСЕ, в рамках которой и обсуждался этот договор. К слову, США в начале первого президентского срока Джорджа Буша попросту вышли из договора по ПРО, что во многом и породило нынешнюю неразбериху вокруг соглашений об ограничении вооружений в Европе.

Скорее всего, теперь госдепартамент США просто решил «потянуть время» – до того момента, пока не будет признана независимость Косово, если это вообще произойдет. Дело в том, что по всем интересующим США вопросам грядут «крайние даты». Например, косовский вопрос будет обсуждаться в Совбезе ООН уже 10 декабря. И, если Москва не пойдет на уступки, тогда США и большинство стран ЕС признают независимость мятежного сербского края. Это, в свою очередь, серьезно осложнит поиск компромисса по Ирану. Другой крайней датой является 12 декабря – именно тогда Россия и намерена приостановить свое участие в ДОВСЕ. Так что у Вашингтона осталось чуть больше месяца, чтобы найти хоть какой-то выход из этого тупика.

"