Posted 6 ноября 2006,, 21:00

Published 6 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:52

Updated 8 марта, 08:52

Лукашенко поехал по «дуге»

Лукашенко поехал по «дуге»

6 ноября 2006, 21:00
Вчера в рамках визита Александра Лукашенко в Тегеран состоялась его встреча с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Согласно официальным коммюнике, беседа прошла в два этапа: вначале в узком составе делегаций, затем – расширенном. Обычно так бывает, когда в заранее согласованную повестку дня переговоров вклиниваютс

Газ, поставляемый Россией, составляет 93 % из общего объема «голубого топлива», необходимого Белоруссии. Решение Москвы поднять цену на газ для Минска, а также осознание Минском, наконец того факта, что новые цены – это всерьез и надолго, побудили Лукашенко к резкой активизации внешней политики. Цель – поиск новых каналов импорта энергоносителей. Лукашенко срочно нужна альтернатива российскому газу. Недорогое топливо – наилучшая гарантия сохранения власти. И если эту зиму Беларусь худо-бедно переживет благодаря накопленным за последние годы резервам энергоносителей, то в ближайшем будущем перед страной может встать вопрос о выживании в буквальном смысле. Причем для Белоруссии важны не только энергоносители, но и поиск средств для их закупок.

В начале осени Лукашенко возвестил о создании в дальнем зарубежье «дуги сотрудничества», которая, судя по географии запланированных поездок белорусского президента, простирается от Южной Америки до Юго-Восточной Азии: Боливия, Египет, Вьетнам… Кроме того, в списке приоритетных торгово-экономических партнеров Белоруссии – Иран, Китай, Малайзия, ЮАР. И разумеется, Венесуэла, чей президент Уго Чавес посетил Белоруссию минувшим летом. С Чавесом достигнуты договоренности о сотрудничестве в нефтегазовой сфере. Как ожидается, Лукашенко еще до конца года, возможно в декабре, посетит с ответным визитом Каракас – чтобы обсудить конкретику наполнения белорусских нефтехранилищ венесуэльским «черным золотом». В аналогичном ключе следует рассматривать и нынешний визит в Иран, хотя в целом иранский капитал пришел на белорусский рынок еще после первого визита Лукашенко в Тегеран – в 1998 году.

Особенность ситуации в том, что иранский газ сам по себе вряд ли позволит Минску безболезненно слезть с российской газовой иглы. Расходы на его транспортировку могут свести на нет все прочие выгоды. Куда более надежный способ обеспечения энергонезависимости – развитие мирного атома. Лукашенко, как утверждает экс-депутат белорусского парламента Владимир Парфенович, еще несколько месяцев назад принял решение о строительстве в Белоруссии собственной АЭС мощностью почти в 2 млн. кВт. Ее предполагаемый ввод в строй в 2015 году позволит постепенно снизить долю импортируемого газа до 53%. О своих планах президент пока не решается говорить публично – ведь рана, нанесенная Белоруссии Чернобылем, еще не зажила. Впрочем, общественное мнение в нужные сроки должным образом обработают и преподнесут на блюдечке. Сейчас главное – изучить и перенять зарубежный опыт самостоятельного внедрения атомных технологий, вплоть до строительства АЭС под ключ – вопреки растущему международному давлению. А сегодня такой опыт есть только у Ирана.

Принимая в начале сентября в Минске главу МИД Ирана Манучехра Моттаки, Лукашенко назвал эту страну «серьезной точкой опоры» Белоруссии в дальнем зарубежье. Опора, похоже, обретает конкретные очертания.

"