Posted 6 октября 2015,, 21:00

Published 6 октября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:20

Updated 8 марта, 03:20

Тихоокеанский транс

6 октября 2015, 21:00
США, Япония и еще десять государств Тихоокеанского региона договорились о создании крупнейшего на планете торгового альянса. Задача номер один Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП) – снизить или как минимум нейтрализовать экономическое влияние Китая. Учитывая, что страны ТТП в совокупности производят 40% мирового ВВП,

Помимо уже упомянутых США и Японии в ТТП вошли Мексика, Австралия, Бруней, Канада, Чили, Малайзия, Новая Зеландия, Перу, Вьетнам и Сингапур. Штаб-квартира альянса расположится в Токио. Японский премьер Синдзо Абэ приветствовал соглашение, достигнутое на переговорах в американской Атланте: «Это дальновидное решение для всех стран-участниц, которые разделяют общие ценности и хотят построить справедливую и свободную экономическую зону».

Переговоры о создании ТТП велись с 2008 года. Столь долгое их продвижение в немалой степени объяснялось торгом между Вашингтоном и Токио: последний добивался отмены в США тарифов на импорт японских машин и запчастей, тогда как американская сторона требовала новой квоты на импорт риса и сокращения импортных пошлин на говядину и свинину.

Реализация ТТП изначально была одним из основных пунктов в повестке дня администрации Барака Обамы. Правда, договор еще не одобрен американским конгрессом, который должен в течение 90 дней рассмотреть его и поставить на голосование. Для Соединенных Штатов ТТП открывает сельскохозяйственные рынки в Японии и Канаде. По словам президента Обамы, оно приведет к отмене 18 тыс. пошлин, которыми облагались американские товары. Но, главное, в Белом доме не скрывают, что соглашение направлено на облегчение конкуренции с Поднебесной и достижение первенства в регионе. «В условиях, когда более 95% потенциальных потребителей нашей продукции живут за границами США, мы не можем позволить странам вроде Китая определять правила глобальной экономики. Писать эти правила должны мы», – без обиняков заявил Барак Обама.

По словам заведующего отделом Центра ситуационного анализа РАН Сергея Уткина, появление новой глобальной экономической структуры вполне закономерно: «Нескольким странам проще договориться между собой, чем идти на снижение торговых барьеров в рамках ВТО». Что касается фактора Китая, то, считает эксперт, никто в Юго-Восточной Азии не хочет еще большего усиления этой страны: «ТТП может стать серьезным противовесом Китаю. Кроме того, создавать с Пекином новые зоны свободной торговли неинтересно: за счет таких партнерств компании КНР выходят на местные рынки, тогда как получить реальный доступ к китайскому рынку остается сложно».

А как же Россия, будет ли она как государство Азиатско-Тихоокеанского региона пытаться примкнуть к ТТП? Судя по вчерашнему заявлению пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, Кремль еще не определился с позицией: «Это достаточно новая информация, это новые договоренности. Поэтому, конечно, это будет самым тщательным образом анализироваться на предмет соответствия интересам Российской Федерации».

Профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский в комментарии для «НИ» охарактеризовал соглашение о Транс-Тихоокеанском партнерстве как «грандиозное событие в международных экономических отношениях и успех американской дипломатии». По его мнению, новый блок не может не оказать влияния на правила мировой торговли и не затронуть Россию. Другой вопрос, что Россия предложит ТТП со своей стороны. «Пока со стороны его 12 стран-участниц к нам сохраняется интерес в основном в плане энергоносителей. Если наши компании в ближайшем будущем смогут предложить им нечто высокотехнологичное, например, софт или комплектующие для компьютеров, тогда да, перспектива выхода на этот рынок есть. Речь идет о том, чтобы производить современные товары и услуги», – заметил эксперт.

"