Posted 6 октября 2014,, 20:00

Published 6 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:27

Updated 8 марта, 04:27

Место для долгих дискуссий

6 октября 2014, 20:00
Как ожидается, завтра в Европарламенте должны завершиться начавшиеся неделю назад слушания, на которых утверждается новый состав Еврокомиссии – одного из высших органов исполнительной власти Европейского союза, обновляющегося каждые пять лет. Как правило, еврокомиссаров утверждают быстро и без проблем. Однако в этот ра

Как правило, вопрос о еврокомиссарах фактически решается после переговоров на Совете Европы (в него входят главы государств и правительств ЕС), в которых участвует руководитель Еврокомиссии. А европарламентарии обычно легко голосуют «за», по крайней мере, когда речь идет о ключевых кандидатурах. Но в этот раз назначенный глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер столкнулся с неожиданным противодействием. Несмотря на уговоры евродепутатов, к минувшему понедельнику Пьер Московичи так и не стал еврокомиссаром по экономике, лорд Хилл – комиссаром по финансовой стабильности, Мигель Ариас Каньете – комиссаром по климату и энергетике, Тибор Наврачич – комиссаром по налогам, Вера Юрова – комиссаром по юстиции.

Начиналось все для Юнкера и Совета Европы очень даже неплохо. Немец Гюнтер Эттингер, назначенный на пост комиссара по цифровой экономике и общественным вопросам и прошел обсуждение в Брюсселе «на ура». Однако через несколько дней начались проблемы. Европарламентарии, что называется, заартачились и начали «сыпать» кандидатов в ЕК, как строгие преподаватели на экзаменах, трудными вопросами. Первая неделя обсуждений кандидатов закончилась тем, что пятеро из них не были утверждены.

Конечно, у всей невезучей пятерки есть слабые места, о которых много говорилось на выступлениях в Европарламенте. Минусом лорда Хилла, к примеру, было названо то, что он в финансах новичок. Раньше он был лордом-спикером палаты лордов. Лично против бывшего министра финансов Франции Московичи европарламентарии, может, ничего и не имеют, но против него много говорит общее положение французской экономики и финансов. К испанцу Мигелю Ариасу Каньете, новому еврокомиссару по климату и энергетике, появились вопросы личного характера. В Европарламенте опасаются конфликта интересов: у него и его родных акции и прочные связи с нефтяными компаниями. Венгра Тибора Наврачича считают слишком близким к нелиберальному правительству Венгрии, а чешке Вере Юровой не удалось произвести впечатления на европарламентариев своей программой.

Впрочем, скорее всего, подлинная причина неудачи пятерки – в борьбе партий и блоков в Европарламенте. Недавние выборы в него, как известно, принесли большой успех радикалам – вроде французского Национального фронта. Это и нарушило традиционный механизм принятия решений. Лидеры руководящей коалиции, сформированной из главных правоцентристских, левоцентристских и либеральных блоков, как всегда в подобных случаях договорились о временном перемирии, чтобы быстро утвердить состав Еврокомиссии. Однако перемирие оказалось коротким. Главная причина – недовольство сделкой рядовых парламентариев. Они считают, что такие перемирия играют на руку радикалам, которые нещадно критикуют Европарламент как раз за «кулуарные сделки» и послушное следование курсу национальных правительств Европы.

Отказ голосовать «скопом», повинуясь фракционной дисциплине, за предложенные кандидатуры мгновенно обнажил все многочисленные противоречия между силами, входящими в Европарламент. Иногда эти противоречия носят почти анекдотический характер и не имеют никакого отношения к тем вопросам, которые будут курировать еврокомиссары. Так, правоцентристская Европейская Народная партия (EPP) отказалась поддерживать Пьера Московичи главным образом чтобы отомстить социалистам и «зеленым», которые накануне не утвердили Мигеля Ариаса Каньете. Собственно, этот мотив сами правоцентристы в беседе с журналистами особенно и не скрывали.

Чтобы удовлетворить все многочисленные претензии евродепутатов, Юнкер даже допустил возможность некоего изменения функций еврокомиссаров. Например, влияние Хилла на банковскую сферу могут сильно ограничить. Как бы то ни было, решить «кадровый вопрос» Еврокомиссии в ближайшее время придется. К 22 октября новый состав еврокомиссаров должен быть сформирован, а 1 ноября – приступить к работе. Иначе под угрозой окажется бюджет ЕС, за исполнением которого и должна следить Еврокомиссия.

"