Posted 6 октября 2013, 20:00

Published 6 октября 2013, 20:00

Modified 8 марта, 04:56

Updated 8 марта, 04:56

Несчастный случай или убийство?

6 октября 2013, 20:00
МИД Швеции объявил, что пересмотрит результаты работы комиссии под руководством посла Бенгта Рушье по расследованию обстоятельств гибели в 1961 году генерального секретаря ООН шведа Дага Хаммаршельда (на фото). У шведских дипломатов есть основания считать, что их соотечественник погиб не в результате несчастного случая

О том, что МИД больше не считает выводы доклада истиной в последней инстанции, на днях объявил начальник пресс-службы внешнеполитического ведомства Швеции Андерс Йорле. Отказаться от своих прежних выводов готов и Рушье. О своих дальнейших шагах МИД обещал объявить в ближайшее время.

Хаммаршельд считается одним из самых ярких и независимых руководителей ООН за всю историю существования этой организации. Его нежелание служить интересам сверхдержав, возможно, и стоило ему жизни. Хаммаршельд посредничал в 1961 году в мирных переговорах между правительством Республики Конго и диктатором Чомбе, объявившем об отделении от Конго провинции Катанга. Конго пользовалась поддержкой СССР, в то время как на защите сепаратистов стояли США, Великобритания и ЮАР. Запад опасался, что в случае успеха переговоров Катанга войдет в сферу влияния Советского Союза, под контролем которого окажутся урановые рудники этой провинции.

Самолет DC 3 с Дагом Хаммаршельдом на борту потерпел аварию на подлете к городу Ндола в Катанге (сегодняшняя Замбия) в ночь с 17 на 18 сентября 1961 года. Все пассажиры и члены экипажа погибли. Комиссия ООН пришла к выводу, что руководитель этой организации стал жертвой несчастного случая, однако многие странные обстоятельства драмы породили версию об убийстве генсека. Поиски самолета начались только спустя 15 часов после катастрофы, хотя авария произошла всего в нескольких километрах от местного аэропорта. Корпус поврежденной машины не обследовали, а быстро отправили на переплавку. Тело генсека нашли в отдалении от самолета, вероятно, он был ранен и пытался отползти в безопасное место. Первыми к месту падения прибыли южноафриканские наемники, воевавшие на стороне Чомбе. Они вполне могли прикончить Хаммаршельда. Наконец, комиссия ООН не получила в свое распоряжение многие важные документы, касавшиеся последнего полета DC 3, а показания свидетелей, видевших истребитель, атаковавший пассажирский самолет, а также наблюдавших шедший от него дым в момент падения, были проигнорированы.

Новое расследование начали в прошлом году по своей инициативе четыре известных юриста во главе с англичанином Стивеном Сэдли, бывшим судьей Верховного суда Великобритании. В конце сентября этого года, во время презентации своего доклада в Гааге члены комиссии заявили: есть свидетельства того, что самолет Хаммаршельда подвергся атаке или был вынужден пойти на экстренную посадку в результате невыясненной угрозы. «В распоряжении ООН имеются улики, достаточные для требования о возобновлении расследования», – подчеркнул Сэдли. К сожалению, записи переговоров диспетчеров аэропорта Ндола с самолетом, а также документы, собранные «Комиссией правды» ЮАР после ликвидации системы апартеида и касавшиеся возможной вовлеченности спецслужб этой страны в устранение Хаммаршельда, исчезли. Этот факт комиссия юристов считает косвенным доказательством вовлеченности западных спецслужб, скорее всего ЦРУ, в убийство «неудобного» шведа.

Сэдли сообщил, что ключевые свидетельства того, что Хаммаршельд был убит, могут находиться в архиве Агентства национальной безопасности США (АНБ), которое вело перехват всех радиопереговоров в Конго в то время. На соответствующий запрос АНБ ответило, что документы по Хаммаршельду имеются, но они засекречены и не могут быть предоставлены.

Расследование МИД Швеции, проведенное в 1993 году под давлением общественности, лишь подтвердило официальную версию ООН о несчастном случае. В 2001 году, однако, ее глава Рушье, который пришел к удобному для США и Великобритании заключению, оказался в центре громкого скандала. После выхода документальной книги шведского историка Бодил-Катарины Нэвдаль, в которой на основании собранных автором свидетельств утверждалось, что генсека убили, в адрес автора пришло письмо некоего де Рюкман де Бетс, уверявшего, что он родственник личного секретаря Хаммаршельда Ханны Платс, ныне покойной. Последняя якобы вела личный дневник, содержание которого доверила де Рюкману. В дневнике говорилось, что самолет Хаммаршельда взорвался от бомбы, подложенной туда одним из сотрудников ООН. Взрыв на борту, кстати, был одной из двух основных версий, помимо атаки истребителя, разрабатывавшихся все минувшие годы сторонниками теории заговора спецслужб.

«Меня насторожило это послание, и я попросила эксперта-почерковеда проанализировать письмо, – рассказывает г-жа Нэвдаль на страницах газеты Dagens Nyheter. – Оказалось, что подпись принадлежала Рушье». Объяснение дипломата оказалось своеобразным: на страницах того же издания он признался, что всего лишь «хотел пошутить». Г-жа Нэвдель «шутку» дипломата, понятное дело, не оценила и назвала ее попыткой дискредитации расследования. Рушье, по ее мнению, хотел, чтобы она принялась распространять фальшивку.

Эта история, как и недавний доклад международной комиссии по Хаммаршельду, и заставила МИД Швеции отказаться от своей прежней точки зрения по поводу причин гибели знаменитого шведа. Сегодня многие влиятельные представители шведской общественности, в том числе бывший архиепископ Хаммар, требуют, чтобы правительство провело новое следствие. Эти люди надеются, что Вашингтон рассекретит документы АНБ, касающиеся катастрофы самолета Хаммаршельда, если с такой просьбой обратится официальный Стокгольм.

Подпишитесь