Posted 6 октября 2004,, 20:00

Published 6 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Арбитр для CНГ

Арбитр для CНГ

6 октября 2004, 20:00
В Страсбурге проходит осенняя сессия ПАСЕ. После принятия конвенции о борьбе с терроризмом, объединившей весь европейский дом, парламентарии перешли к рассмотрению вопросов, которые их разъединяют. К ним относятся прежде всего проблемы в отношениях друг с другом стран СНГ. Вчера по просьбе Азербайджана судили Армению.

После того как на нынешней сессии в Совет Европы (СЕ) было принято Княжество Монако, единственной европейской страной, которая все еще за его пределами, остается Белоруссия. Стремительное расширение общеевропейского дома, явно обогнавшее распространение демократических канонов на континенте, судя по заседаниям ПАСЕ последних 2–3 лет, прибавило Старому Свету хлопот. Все структуры СЕ теперь постоянно занимаются межэтническими, политическими и прочими проблемами, возникающими на постсоветском пространстве. В Совете Европы это называется безобидным термином «мониторинг», но перед сессиями Парламентской ассамблеи СЕ этот самый мониторинг ставит порой трудноразрешимые ребусы. Одни парламентарии приносят на трибуну страсбургского Дворца Европы разборки с соседями по континенту, стараясь превратить ПАСЕ в своего рода арбитражный суд. Другие пытаются примирить оппонентов путем публичной дискуссии. Получается редко, особенно когда к стандартам демократии апеллируют стороны не в полной мере их освоившие. Так, судя по всему, будет и сегодня в дискуссии по грузино-российским отношениям, которую в Страсбурге проводят по инициативе Тбилиси.

На сей раз грузинскую делегацию в Страсбурге возглавляет спикер парламента Нино Бурджанадзе – она, как известный в Европе политик, скорее всего, и задаст тон дебатам. Известно, что перед вылетом в Страсбург она провела консультации с президентом Саакашвили. Сама г-жа Бурджанадзе не детализировала перед журналистами позицию грузинской делегации, но заметила, что «намерена уделить внимание вопросам территориальной целостности Грузии и поиску эффективных путей максимально скорого разрешения проблем Самачабло (Южная Осетия) и Абхазии».

Более конкретен член парламентской делегации, генеральный секретарь правящей партии «Национальное движение – демократы» Георгий Арвеладзе. По его словам, Грузия поставит вопрос о том, что Москва ведет себя некорректно по отношению к Тбилиси, открыто поддерживая сепаратистские режимы в Абхазии и Южной Осетии. Он также отметил, что грузины представят доказательства того, как Россия нарушает международные нормы и обязательства, взятые по урегулированию конфликтов. Из этой информации можно сделать вывод, что Грузия рассчитывает на принятие соответствующей резолюции ПАСЕ.

Российская делегация готова парировать удары. По сообщению Интерфакса, спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что, оппонируя грузинской стороне, наши делегаты выскажут и свои претензии к Грузии по поводу тех лиц, «которые приходят в Россию явно не с благими намерениями» – если отбросить намеки, то речь о террористах. Сам спикер, однако, в Страсбург не едет: решено спорить с грузинами силами парламентской делегации на ПАСЕ. Судя по репликам ее членов, позиция России будет наступательной, а не оборонительной. Вице-спикер Совета Федерации Светлана Орлова уже заявила, что «грузинской стороне необходимо реально заняться вопросами борьбы с терроризмом». А руководитель международного комитета СФ Михаил Маргелов и вице-спикер ПАСЕ от России подкрепил такую постановку вопроса юридической инициативой – еще вчера он предложил сформировать единое европейское правовое пространство по борьбе с терроризмом.

О реакции ПАСЕ на российско-грузинскую пикировку можно будет судить завтра, однако прецедент уже налицо: попытка превратить ассамблею в инструмент решения своих политических проблем очевидна. Впрочем, выслушать нелицеприятные речи предстоит не только России. Постоянный комитет ПАСЕ недоволен тем, как проходит президентская кампания на Украине. Представитель этой организации Ван ден Бранде уже представил промежуточный доклад по этому поводу. Его основной вывод – Европа должна усилить давление на Украину, и если она действительно стремится в ЕС, то должна перестроиться под его стандарты. Но Киев вряд ли напугают эти предостережения ПАСЕ: здесь исходят из того, что Украина нуждается в Западе не меньше, чем Запад – в Украине. Эту истину вчера в Варшаве подтвердил и первый замминистра обороны США Пол Вулфовиц, заявив, что НАТО должно «протянуть руку Украине» и в конечном счете сделать ее своим полноправным членом.

Последний «содружественный» спор, который ждет европейцев на этой сессии, – азербайджано-армянский. Еще во вторник Азербайджан направил в Совет Европы письмо с требованием исключить Армению из этой организации. По словам представителя азербайджанской делегации Рафаеля Гусейнова, этому письму «уже присвоен статус официального документа Парламентской ассамблеи Совета Европы». В тот же день это письмо было распространено среди стран–членов ПАСЕ, и «в ближайшее время этот документ будет обсужден на заседании комитета министров СЕ». Как заявил Гусейнов, «обоснованием этого требования является регулярное нарушение Арменией основополагающих принципов Совета Европы, в частности Армения продолжает оккупацию 20% территории Азербайджана, другой страны–члена СЕ».

Впрочем, Армению ждут неприятности и внутреннего характера – с жалобами на руководство страны в ПАСЕ обратилась армянская оппозиция, которая считает президентские и парламентские выборы, прошедшие в марте и мае 2003 года, нелегитимными. Осложняет ситуацию то, что наблюдатели от ПАСЕ тоже зафиксировали многочисленные нарушения в ходе этих выборов. Кроме того, Совет Европы обвиняет руководство Армении в чрезмерном давлении на оппозицию и ограничении свободы слова. Руководство ПАСЕ дало Еревану срок до 1 сентября этого года для того, чтобы исправить положение. Доклад о функционировании демократических институтов в Армении будет заслушан на этой сессии. А для баланса его решено уравновесить соответствующим докладом по Азербайджану.

КОММЕНТАРИИ

«В ДЕБАТАХ ПО ГРУЗИИ ЕСТЬ ПРОВОКАЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ»

Алексей МАЛАШЕНКО, замруководителя ученого совета Московского центра Карнеги:


– Арбитраж на постсоветском пространстве – собственно, не роль ПАСЕ. Да это и нерезультативно. Реально, что могла бы сделать Парламентская ассамблея – это стимулировать диалог между апеллирующими к ней странами СНГ. Попытка выйти за пределы двусторонних переговоров, может быть, кому-то и кажется продуктивной, но, по крайней мере, не сейчас. Момент выбран далеко не лучший. Если Грузия готова обсуждать проблемы российско-грузинских отношений после Беслана, то для России это болезненно. Обсуждение непременно скажется на этих отношениях, причем негативно. Слушания в ПАСЕ с подачи Тбилиси не только напрягают обстановку внутри самой России, но подвигнут ее к более жесткой позиции. Потому можно сказать, что в сегодняшних слушаниях есть элемент провоцирования. Разумнее было бы выждать, не торопиться и приступить к рассмотрению разногласий между Грузией и Россией позже.

«В ГРУЗИИ БОЯТСЯ, ЧТО РОССИЯ НАРУШИТ ЕЕ СУВЕРЕНИТЕТ»

Рамаз САКВАРЕЛИДЗЕ, грузинский политолог:


– Затеяв дебаты, Грузия прибегла к «неагрессивной самозащите» от российской политики. Ряд последних событий заставляет опасаться, что Россия способна предпринять шаги, которые и раньше ею практиковались, в частности, в отношении Панкисского ущелья. Не случайно после бесланской трагедии всплыла грузинская тема. Опасения, что российские силовые структуры могут нарушить суверенитет Грузии, реальны. Поэтому Грузия старается подключить к решению комплекса непростых проблем российско-грузинских взаимоотношений международную общественность. Помимо этого, целью проведения дебатов является и убеждение международной общественности в необходимости интернационализации миротворческих усилий в зонах конфликтов в Грузии.

"