Posted 6 сентября 2011,, 20:00

Published 6 сентября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:19

Updated 8 марта, 06:19

Оттепель с прицелом на Европу

Оттепель с прицелом на Европу

6 сентября 2011, 20:00
Разъяснилась причина загадочных заявлений о начале диалога с оппозицией, которые в последнее время делал белорусский лидер Александр Лукашенко. Оказалось, что власти страны решили наладить отношения с Западом, крайне ухудшившиеся после разгона митинга оппозиции в конце декабря 2010 года. Посредником в этом процессе ста

В конце августа белорусский президент Александр Лукашенко выступил с загадочным заявлением: он призвал «всех здравомыслящих и любящих свою страну» сесть за круглый стол и «посмотреть друг другу в глаза». Оппозиция, принявшая эти слова на свой счет, заявила, что никаких круглых столов не будет, пока не освободят всех политзаключенных. Гостелевидение разъяснило, что эти слова не касаются «экстремистов и радикалов». А политологи заговорили о том, что белорусский президент хочет наладить диалог с Западом.

Однако, как оказалось, эти шаги стали следствием уже начатого диалога. Все на свои места расставила новость о том, что в Минске по инициативе белорусской стороны состоялась встреча президента Лукашенко и министра иностранных дел Болгарии Николая Младенова. Правда, первоначально факт этой встречи болгарское посольство категорически отрицало. Но затем сам Младенов рассказал журналистам, что власти страны согласились выступить посредником между Белоруссией и Евросоюзом, и переговоры уже ведутся больше месяца. ЕС устами Болгарии пытается склонить Лукашенко к освобождению лиц, арестованных или обвиненных за участие в акции протеста во время президентских выборов, а также началу общенационального диалога с оппозицией и представителями гражданского общества. Младенов подтвердил, что Лукашенко обязался до начала октября отпустить из тюрем политзаключенных и освободить от уголовной ответственности всех обвиняемых за участие в акции протеста 19 декабря 2010 года на площади Независимости в Минске. Взамен Минску нужно размораживание отношений с Западом.

Этот факт может говорить лишь об одном: в российском направлении у Лукашенко возникли трудности, что, впрочем, давно является секретом Полишинеля. Даже на саммит СНГ в Душанбе белорусский президент, который редко упускает возможность поговорить с руководством России, лететь отказался. Вместо себя он делегировал премьер-министра Михаила Мясниковича. Москва давит по вопросам продажи активов белорусских предприятий, интересных российскому бизнесу, а также по транзиту газа. Прижатый Россией к стене Минск в очередной раз решил разыграть геополитическую карту. Так было в 2008 году, когда Белоруссия, отказавшись признавать после грузинско-российской войны Абхазию и Южную Осетию, получила за это 3,5 миллиарда долларов кредита от МВФ. Сейчас в сложной экономической ситуации опыт, видимо, решено повторить. Кстати, еще неделю назад фонд заседал по белорусскому вопросу, но итоги этой встречи до сих пор остаются неизвестными.

Впрочем, немедленных бонусов от геополитического маневра официальному Минску получить пока не удалось. Европа явно ждет каких-то реальных шагов со стороны белорусского руководства – например, освобождения политзаключенных, в том числе трех экс-кандидатов в президенты – Санникова, Усса и Статкевича. Ближайшие недели продемонстрируют, какая из сторон этого геополитического лабиринта не учла уроков прошлого и вновь наступит на белорусские грабли.

"