Posted 6 июля 2008,, 20:00

Published 6 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:05

Updated 8 марта, 08:05

Политичная пневмония

Политичная пневмония

6 июля 2008, 20:00
57-летнего председателя Объединенного комитета разведслужб Алекса Аллана (на фото) нашли в бессознательном состоянии ровно неделю назад в его лондонском доме в Хаммерсмите. Главу комитета, в котором, кроме него, заседают начальники Ми-5, Ми-6 и ШПСС (GCHQ), штаба правительственных служб связи, немедленно отвезли в боль

Уайтхолл (улица в центре Лондона, название которой стало нарицательным обозначением британского правительства) утверждает, что Алекса Аллана, кстати, заядлого велосипедиста и большого поклонника спорта, сразила пневмония. Однако, учитывая характер его работы, благодаря которой он был в курсе всех государственных тайн, и то, что он регулярно делал доклады о состоянии безопасности страны Гордону Брауну, неизбежно поползли слухи о происках врагов и об отравлении. К тому же некоторые признаки, например, наличие большого количества крови, которого при пневмонии быть не должно, позволяют говорить, что симптомы Аллана, соответствующие пневмонии, мягко говоря, не совсем похожи.

До того как стать главным британским разведчиком, Алекс Аллан работал личным секретарем у премьеров Джона Мейджора и Тони Блэра, а также возглавлял ряд отделов в правительстве. Главой Объединенного комитета разведслужб Великобритании он был назначен в ноябре 2007 года. В отличие от большинства коллег Аллан никогда не скрывал ни своего адреса, ни номера телефона, а также имел в Интернете свой сайт, из которого следует, что он большой поклонник рока и что его любимая рок-группа – Grateful Deads. Отличался Алекс Аллан, по крайней мере раньше, и экстравагантностью. В 1980-е годы, к примеру, в самый разгар забастовки железнодорожников он прокатился по Темзе на виндсерфе в строгом черном костюме и котелке.

Долго искать подозреваемого на Туманном Альбионе не стали. Как это уже не раз происходило в последние годы, в предполагаемом отравлении Аллана британские СМИ обвинили Москву. Через три дня после находки Алекса Аллана авторитетная лондонская Times процитировала безымянных представителей спецслужб Великобритании, назвавших Россию третьей по величине угрозой безопасности Соединенного королевства после международного терроризма во главе с «Аль-Каидой» и иранской ядерной программы. Даже в самые тяжелые годы «холодной войны», утверждают источники Times в спецслужбах, на Британских островах не действовало так много шпионов из России. По их числу, которое сами британские «Джеймсы бонды» оценивают примерно в 30 человек, Великобритания уступает лишь Соединенным Штатам. В Лондоне утверждают, что тайным агентом является каждый пятый сотрудник посольства России.

Российские агенты, большинство которых действуют под дипломатическим прикрытием, следят за деятельностью российских эмигрантов и противников Кремля, а также собирают информацию промышленного, коммерческого и военного характера. Их деятельность, по мнению британских спецслужб, серьезно мешает борьбе с международным терроризмом, поскольку отвлекает силы и внимание. Напомним, что ровно год назад, в июле 2007 года, после отказа российских властей экстрадировать Андрея Лугового, главного подозреваемого в убийстве Александра Литвиненко, Лондон выслал четырех российских дипломатов, деятельность которых посчитал несовместимой со статусом дипломата.

Дмитрий Медведев недавно намекнул, что Москва не прочь нормализовать отношения с Лондоном, сильно охладевшие в последние несколько лет, но ждет от британцев ответных шагов. Ни для кого не секрет, что главным шагом навстречу Кремль считает выдачу своего главного противника – Бориса Березовского, получившего политическое убежище в Британии. Правительство Гордона Брауна неофициально тоже посылало сигналы, что готово забыть прошлые обиды – закрытие региональных отделений Британского совета и отказ в выдаче Лугового.

Остается надеяться, что трагедия с Алексом Алланом и шумиха вокруг деятельности российских спецслужб, поднятая британскими журналистами, не помешает Дмитрию Медведеву и Гордону Брауну найти общий язык и договориться хотя бы по части спорных вопросов. Уже сегодня. В Японии.

"