Posted 6 июля 2005,, 20:00

Published 6 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:29

Updated 8 марта, 09:29

Показательная порка

Показательная порка

6 июля 2005, 20:00
В Осло завершился суд над самым богатым человеком Норвегии, миллиардером Шель Инге Рокке. Его судили за мошенничество и коррупцию и дали… 4 месяца тюрьмы.

Шель Инге Рокке, владелец концернов, банков и рыболовецких флотилий, встретил приговор городского суда Осло смиренной фразой: «Я сожалею о случившемся». «Норвежского Ходорковского», как теперь называют этого богача в Скандинавии по аналогии с недавним российским процессом, приговорили к четырем месяцам тюрьмы за коррупцию и мошенничество – средний срок в глазах гуманной норвежской Фемиды, избегающей давать длительные наказания даже за серьезные проступки. Куда больше – год и четыре месяца тюрьмы – получил подельник миллиардера, сотрудник шведской судовой инспекции Клас Паллин, вина которого усугубилась служебным преступлением.

Так завершилась история, начавшаяся четыре года назад, когда газета норвежских деловых кругов «Дагенс Нэрингслив» опубликовала разоблачительную статью под названием «Коррумпированный шведский инспектор выдавал сертификаты на вождение малых плавсредств норвежским бизнесменам».

Удар, направленный на одного человека, пришелся по всей норвежской бизнес-элите, заставив ее отказаться от давно проложенной дорожки к причалу, где покачивались личные роскошные яхты и катера.

Хорошо известно, что комплексная покупка «джип + права» пользуется устойчивой популярностью среди наших богатых соотечественников. Но не будем думать, что лишь новые русские готовы платить, лишь бы избежать нудной зубрежки правил движения и практических уроков. Тем же методом вовсю пользуются норвежские миллионеры. Только, как потомки викингов и жители морской страны, они предпочитают подтверждать свой статус не эксклюзивными автомобилями, а роскошными плавсредствами. И здесь перед ними встает та же русская проблема: как получить права и при этом не тратить времени на учебу?

Для управления плавсредствами длиннее 15 метров – а меньшие размеры катеров и яхт в среде «новых норвежцев» не котируются – необходимо сдать шкиперский экзамен стоимостью примерно 100 долларов. Но предварительно требуется окончить 75-часовой курс, куда входят практические и теоретические занятия.

До недавних пор был, оказывается, и другой выход – заплатить 10 тыс. долларов и получить оформленное по всем правилам шкиперское свидетельство по почте, в пустующую графу останется лишь вписать свои имя и фамилию.

В общем, гоняли бы норвежские олигархи и дальше по купленным правам среди фиордов, если бы их не подвел 43-летний финансовый магнат Шель Инге Рокке. Этот бывший рыбак сумел заработать более миллиарда долларов и наконец осуществил мечту своей жизни – поднялся на капитанский мостик. Рокке приобрел за полтора миллиона долларов 18-метровый катер, назвал его в честь своей невесты «Селина Белла» («Прекрасная Селина») и встал к штурвалу. Берега Норвегии огласились ревом 1600 лошадиных сил дамы его сердца. Но как ни велико море, его все-таки не хватило для катера олигарха. «Прекрасная Селина» налетела на скалы возле западного побережья Швеции. Как показало разбирательство, за штурвалом стоял приятель Рокки, у которого не было шкиперского сертификата.

«А как с этим делом обстоит у самого хозяина катера?» – заинтересовались журналисты газеты «Дагенс Нэрингслив» и выяснили поразительную вещь. Финансист располагал свидетельством о шведском капитанском экзамене, но при этом ни одного часа не учился на курсах. На следующий день к маклеру, подыскавшему катер для Рокке, явился перспективный клиент, весь в головокружительных ароматах нефти, газа и рыбы – типичный «новый норвежец».

«Хочу, как у Рокке – больше пятнадцати метров, за тысячу «лошадей» и чтобы без экзамена», – кратко изложил покупатель свои требования.

«Чтобы без экзамена – плюс две тысячи долларов», – отозвался маклер.

Сделка состоялась, и вскоре «миллионер», он же журналист «Дагенс Нэрингслив», смог назвать себя капитаном. В свидетельстве с пустой графой для имени и фамилии, присланном из Стокгольма, стояла та же подпись, что и на «водительских правах» Рокке – сотрудника шведской судоинспекции Класа Паллина. К делу подключилась полиция, и признания маклера и инспектора поразили норвежцев.

Оказывается, только эти двое за три года сделали капитанами за взятки более 30 миллионеров – владельцев офшорных компаний, торговых фирм и пароходчиков, людей в Норвегии известных и уважаемых.

Маклера арестовали, шведского инспектора уволили, дело передали в суд. Однако путь до оглашения приговора оказался необычно долгим – длиной почти в четыре года. Главная проблема была даже не в личности главного «ложного капитана» – миллиардера Шеля Инге Рокке, нанявшего лучших адвокатов и включившего весь «административный ресурс», чтобы избежать унизительной отсидки. Норвежские власти встали перед дилеммой: действовать строго по закону и тогда отправить в камеру всех покупателей капитанских удостоверений, представлявших собой «сливки» норвежского общества, или ограничиться показательным приговором в отношении основного фигуранта. Был выбран последний вариант...

"