Posted 6 июня 2005,, 20:00

Published 6 июня 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:34

Updated 8 марта, 09:34

«Россия может потерять Узбекистан»

«Россия может потерять Узбекистан»

6 июня 2005, 20:00
Министр иностранных дел России Сергей Лавров в очередной раз заявил, что за недавнее массовое кровопролитие в Андижане ответственность несут прежде всего «внешние экстремистские силы», в частности талибы, а также «некоторые чеченские террористы». Узбекские и российские правозащитники проводят собственное расследование

– Как бы вы прокомментировали высказывания главы российского МИД?

– Прозвучавшие оценки поверхностны и объясняются, по-видимому, отсутствием достоверной информации. На Смоленской площади пользуются теми данными, которые Россия получает от президента Каримова. На самом деле теперь, по прошествии нескольких недель после драмы в Андижане, на эти события, наверное, стоит посмотреть глобально. В условиях обострения межклановой борьбы в стране США стараются найти в оппозиционной среде лидера, возможно, среди умеренных исламских деятелей. Чтобы затем привести его к власти: в 2007 году в Узбекистане состоятся президентские выборы. Расстрел в Андижане – это каримовский сигнал американцам, дескать, ваш номер не проходит. События продемонстрировали полную лояльность президенту всех госструктур. Возможно, что были какие-то контакты между кем-то из участников событий с тем же ИДУ (Исламское движение Узбекистана) и другими зарубежными экстремистами (в стране ИДУ практически не имеет влияния). Но на самом деле эти силы невольно оказывают неоценимую поддержку Каримову. Власти просто нуждаются в жупеле внешней исламистской угрозы. Теперь они доказывают повсюду, что расстреливали талибов и прочих террористов, что, кроме Ислама Каримова, иного «цивилизованного лидера» в стране быть не может. События в Андижане во многом были результатом провокации. Я разговаривал с одним из бежавших из андижанской тюрьмы политзэков (ему удалось укрыться в Бишкеке), он рассказал, что их выпустила сама тюремная администрация. Тюремщики открыли камеры и сказали: уходите. Но самое поразительное в том, что на выходе стояли аккуратно сложенные автоматы: бери и беги!

– А какова роль в событиях, например, международной организации «Хизб-ут-Тахрир» (Исламская партия освобождения)?

– Трудно сказать. Эту международную исламскую группировку, кстати, с легальным центральным офисом в Лондоне, Каримов объявил виновником всех терактов в стране. Мне не нравятся идеи исламского халифата, но это не значит, что их адептов надо сажать. Тем более что они декларируют отказ от насильственных методов борьбы.

– Сколько человек, по вашим данным, погибло в Андижане?

– Мы проводим – совместно с «Мемориалом» и другими правозащитными организациями – расследование андижанских событий. Установлены фамилии 316 погибших, из них 76 – девочки от 8 до 14 лет. Среди тех, кто попал под обстрел, – много случайных прохожих, оказавшихся на свою беду рядом с митингующими. Имена еще 630 человек, убитых и вывезенных из Андижана 18-ю авиарейсами, остались неизвестными. Есть предположение, что общее число погибших могло достичь 1500 человек.

– Чего вы ждете от России в сложившейся ситуации?

– Раньше я думал, что у Москвы вообще нет политики в отношении стран СНГ, но после президентских выборов на Украине, беспрецедентной поддержки Кремлем Виктора Януковича понял, что ошибался. В Узбекистане у России пока еще есть шанс сыграть свою игру. Узбекский народ и исторически, и чисто экономически (посмотрите, сколько узбеков работают в одной Москве) всегда стремился к единению с Россией. У США – свой интерес в Центральной Азии. Он продиктован внутриамериканскими проблемами, прежде всего экономическими и энергетическими. Правящий в Узбекистане режим не вечен, думаю, и двух лет не пройдет, как американцы постараются его аккуратно сменить. Россия не может этого не учитывать, в противном случае она рискует потерять Узбекистан.




После событий в Андижане интерес иностранных туристов к Узбекистану резко возрос

"