Posted 6 апреля 2015,, 21:00

Published 6 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:52

Updated 8 марта, 03:52

Успеть до октября

6 апреля 2015, 21:00
Задача номер один конституционной комиссии – наработка изменений в Основной закон для осуществления децентрализации власти в стране. Они должны быть обработаны и приняты до местных выборов, намеченных на октябрь 2015 года. На своем первом заседании комиссия договорилась разделить все необходимые нововведения на три бло

По итогам первого заседания глава комиссии – спикер Верховной рады Владимир Гройсман пояснил, что комиссия будет работать блоками и уже по степени их готовности приступит к процедуре имплементации и принятия решений в рамках парламента. «Я думаю, что самый первый блок, который может быть достаточно быстро наработан, – это децентрализация, в том числе и на базе тех изменений, которые когда-то были подготовлены и в прошлом году внесены президентом в парламент и по которым уже есть положительные выводы Венецианской комиссии», – сказал Гройсман. «Это значит, что до 15 июля, на этой сессии, должны быть проголосованы изменения», – добавил он. Председатель парламента также рассказал, что сначала эти вопросы нужно включить в повестку дня и направить в Конституционный суд и Венецианскую комиссию, далее изменения должны быть проголосованы украинским парламентом.

Напомним, согласно концепции реформирования местного самоуправления и предложенному правительством плану ее реализации, было предусмотрено до конца 2014 года не только разработать изменения, но и внести их в Конституцию Украины. Законопроекты к определенному сроку были разработаны. Однако после президентских выборов инициатива реформирования Основного закона перешла к администрации президента. Результатом стал президентский законопроект от 26 июня 2014 года «О внесении изменений в Конституцию Украины» (относительно полномочий органов государственной власти и местного самоуправления). В пояснительной записке к нему отмечалось, что «органы местного самоуправления должны получить ряд дополнительных полномочий по организации надлежащего решения вопросов местного значения, которые могут быть решены наиболее эффективно именно на соответствующем уровне. С точки зрения политической и социальной целесообразности одновременно с соответствующими полномочиями органы местного самоуправления должны получить надлежащие правовые механизмы их реализации, а также необходимое материально-финансовое обеспечение». Но дальше внесения этого законопроекта в повестку дня Верховной рады 3 июля 2014 года дело не пошло. Законопроект не был проголосован даже в первом чтении. Камнем преткновения стала предложенная одной из статей норма, которая предусматривает создание института представителей президента на местах по координации деятельности местных властей, которые должны им назначаться и быть исключительно ему подконтрольны. Назревал политический скандал. Начали раздаваться намеки на восстановление авторитарных тенденций. На этом фоне процесс конституционных изменений в стенах парламента приостановили.

Между тем реформа децентрализации определена и в коалиционном соглашении, и в «Стратегии-2020», и в других программных документах приоритетной, однако в нынешней ситуации она стала еще и важным фактором для урегулирования войны на востоке. Минские договоренности от 12 февраля 2015 года предусматривают «проведение конституционной реформы в Украине с вступлением в силу до конца 2015 года новой Конституции, которая предусматривает как ключевой элемент децентрализации с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов». Россия при этом настаивает на федерализации соседнего государства, украинская же сторона в этом вопросе ни на какие компромиссы не идет.

«Децентрализация не имеет ничего общего с федерализацией. Украина была, есть и, надеюсь, будет унитарным государством», – заявил вчера в ходе заседания комиссии президент Петр Порошенко, отметив, что за последний год поддержка обществом унитарной системы усилилась и приближается к 90%. «Федерализация – как инфекция, биологическое оружие, которое насаждают из-за границы, чтобы разрушить Украину», – подчеркнул глава государства. По его словам, при необходимости на Украине можно провести референдум на тему федерализации. Местная специфика, считает Порошенко, будет заключаться в вопросах веры, языка, этнических традиций. «Но единственным государственным языком будет оставаться украинский. На сегодня больше трех четвертей украинского народа уверены, что язык должен быть один», – отметил он.

В основной состав конституционной комиссии вошли три бывших президента – Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко. Из народных депутатов, которым поручено создавать новый Основной закон, большую часть представляют фракции парламентского большинства. Кроме политиков в состав комиссии вошли судьи и научные деятели, которые представляют самую многочисленную группу. Персонально же на вопросах местного самоуправления напрямую специализируются два члена комиссии – вице-президент Всеукраинской ассоциации органов местного самоуправления «Ассоциация городов Украины» Мирослав Питцик и президент Всеукраинской ассоциации органов местного самоуправления «Украинская ассоциация районных и областных советов» Сергей Чернов.

Остается меньше полугода до того момента, когда по логике процесса осуществляемые реформы должны завершиться местными выборами. Они, как надеются руководители страны, состоятся уже по новому закону и в децентрализованной Украине.

"