Posted 6 апреля 2014,, 20:00

Published 6 апреля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:24

Updated 8 марта, 04:24

Почти мирно

Почти мирно

6 апреля 2014, 20:00
В Афганистане в минувшую субботу прошли первые демократические выборы президента. Имя преемника Хамида Карзая, который согласно конституции не мог участвовать в этих выборах после 12 лет руководства страной, скорее всего будет известно в конце мая или начале июня, когда состоится второй тур. Тем не менее выборы можно п
Сюжет
Выборы

В Кабуле, Кандагаре, Мазари-Шарифе и других крупных городах уже к обеду на многих избирательных участках закончились бюллетени. Кроме высокой явки у этого явления имеется и еще одно объяснение. Чтобы затруднить фальсификации и подлоги, ЦИК ограничил число бюллетеней на одном избирательном участке цифрой 600. Комиссия, конечно, заготовила запасы, но и их оказалось недостаточно. «Это признак политической зрелости нашего народа», – прокомментировал Wall Street Journal высокую явку председатель ЦИК Юсуф Нуристани.

В сельской местности, однако, где влияние талибов, неоднократно угрожавших сорвать выборы, велико, явка оказалась намного ниже. Тем не менее все равно голосование состоялось и выборы не были бойкотированы. По оценкам ЦИК, в выборах приняли участие примерно 7 млн. человек, то есть около 60% от 12 миллионов, общего числа афганцев, имеющих право голоса. Это на 25% больше, чем на президентских выборах в 2009 году. Причем более миллиона из 5,6 млн. бюллетеней ЦИК тогда признал недействительными.

Таким образом, нынешние выборы считаются первыми по-настоящему демократическими в истории Афганистана. От их исхода зависит очень многое. В зависимости от того, кто станет преемником Карзая, выяснится, кто и как будет помогать ему из-за рубежа. Этот вопрос для афганских властей принципиален. Ведь срок пребывания на территории Афганистана коалиционных сил во главе с США истекает, напомним, в декабре этого года. Дальше официальный Кабул будет бороться с талибами один на один.

О результатах выборов говорить рано. Ведь в связи со сложностями с подсчетом голосов (с иных участков урны с бюллетенями часто требуется везти много дней) итог голосования огласят только 24 апреля. Но накануне выборов наблюдатели уверенно прогнозировали, что никто из кандидатов не наберет 50% плюс один голос, необходимых для победы в первом туре. Всего в бюллетене было восемь фамилий. Но реальных претендентов на власть всего три – это бывший сотрудник Всемирного банка Ашраф Гани и два экс-министра иностранных дел, Залмай Расул и Абдулла Абдулла. Хамид Карзай официально не поддерживает ни одного из кандидатов. Неофициально же его симпатии вначале склонялись к Ашрафу Гани, потом – к Залмаю Расулу, в избирательной кампании которого участвовали двое братьев президента. Тем не менее, по данным экзит-поллов, во второй тур вполне могут выйти Гани и Абдулла. Они на пресс-конференциях в субботу вечером, после закрытия избирательных участков, заявили, что довольны своими предварительными результатами. Залмай Расул тоже похвалил афганцев за высокую явку. Это обстоятельство, правда, не помешало всем трем кандидатам сообщить о том, что они подозревают мошенничество при подсчете голосов.

Главной проблемой перед выборами было обеспечение безопасности. ЦИК был вынужден закрыть свыше 200 из 6218 избирательных участков из-за невозможности обеспечить на них охрану избирателей. Пришлось срочно открывать новые участки в более удобных в отношении безопасности местах. В Кабуле на крышах соседних с избирательными участками зданий были размещены снайперы, а на перекрестках главных улиц были оборудованы блокпосты под охраной бронетехники. В Кандагаре власти запретили горожанам всю субботу пользоваться не только автотранспортом, но и даже велосипедами. Избирателей на входе на участки тщательно обыскивали. По распоряжению властей операторы сотовой связи в день выборов резко ограничили отправку и прием текстовых сообщений. В целом выборы прошли довольно спокойно. По крайней мере, по афганским меркам. Талибы взорвали несколько бомб в Джалалабаде. Были зафиксированы стычки в провинциях Кундуз, Баглан, Бадгис, Пактии, Сари-Пуле и Джаузджане. Не меньше трех человек погибли и десятки были ранены. Однако кровавой бойни, которую не без оснований ждали правоохранительные органы, не произошло, что власти и силы НАТО записали себе в заслугу.

"