Posted 6 апреля 2014,, 20:00

Published 6 апреля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:24

Updated 8 марта, 04:24

Миллион в инвалидном кресле

6 апреля 2014, 20:00
Норвежские глубоководные водолазы, благодаря которым некогда бедная страна смогла в 1960-е годы начать разработку нефти на шельфе Северного моря и стать «северным Кувейтом», превратились в миллионеров. На прошлой неделе государство решило выплатить каждому из них или их семьям по 1,7 млн. крон за вред, причиненный их з

Официальная Норвегия в течение многих лет тщетно пыталась перевернуть неприятную страницу в своей политической истории, заставив замолчать ветеранов шельфа, обвинявших государство в том, что людей отправляли на смерть и мучения, не предупредив их об опасностях «голубой бездны».

Разработку шельфа начали в 60-е годы, нефтяные поля залегали на глубине до 200 метров, люди еще никогда не работали в столь экстремальных условиях. «Подводные управляемые аппараты появились лишь в 90-е годы, до этого весь монтаж установок, забор проб и подготовку дна вели водолазы, – рассказывает историк освоения шельфа Норвегии Хельге Руггвик. – Парней набирали откуда придется, многие закончили только курсы аквалангистов на флоте. Даже сертификат не требовался до середины 80-х годов. Не существовало и отработанных правил работы на больших глубинах. В результате статистика смертей и увечий быстро зашкалила. Люди гибли от взрывов газа при подводной сварке, из-за прекращения подачи воздуха, из-за обрушения конструкций на дне, из-за недостаточного времени, проведенного в декомпрессионной камере. Из 400 водолазов погибли 17 человек, почти все из них приобрели физические и психические заболевания».

Страна, разбогатевшая на добыче черного золота, многие годы отказывалась возместить водолазам потерю здоровья.

«Мы не обвиняем власти в сознательном сокрытии правды об опасностях работы на дне моря. Речь идет о служебной небрежности. Необходимой информацией располагали разные инстанции, но никто не позаботился о ее сборе и доведении до нашего сведения», – поясняет точку зрения ветеранов один из нынешних «миллионеров», водолаз Эйстен Флойстат.

Он и его товарищи пытались добиться признания в норвежских судах в течение нескольких десятилетий, но везде их ждал отказ. Правда, в 2002 году общественная комиссия уговорила государство заплатить водолазам по 3,5 млн. крон, но те восприняли это как попытку заткнуть им рот. Инвалидам было необходимо официальное признание обоснованности их требований.

Первый успех пришел в 2012 году, когда группа водолазов выиграла дело в международном суде в Страсбурге, обвинив Норвегию в нарушении конвенции по правам человека. Суд признал вину норвежских властей в том, что те не информировали водолазов о профессиональных опасностях в их работе. Каждому из истцов выплатили по 9 тыс. евро. Это была небольшая сумма, но само судебное решение открывало возможности для новых разбирательств в самой Норвегии. «Страсбургский скандал» привел к политическим потрясениям в стране фьордов. Партиям, представленным в парламенте, было трудно объяснить своим избирателям причину, по которой они бросили на произвол судьбы людей, обогативших их родину.

«Члены нашего объединения хотели получить по 8,5 млн. крон. Это разумная сумма, которая включает потерянный доход за 30 лет, остававшихся изувеченным водолазам до пенсии. Кроме того, у многих из них разрушились семьи, они страдают от депрессий и иных нервных расстройств», – пояснил мотивы ветеранов освоения шельфа руководитель Союза водолазов Норвегии Хеннинг Хауг.

Долгое время норвежские суды отказывались признать иски водолазов из-за отсутствия объективных медицинских показателей, свидетельствовавших о полученных травмах. Прорыв случился в 2008 году, когда одна из норвежских больниц, пользуясь появившимся к тому времени новым исследовательским оборудованием, смогла констатировать многочисленные повреждения головного мозга водолазов. Этими повреждениями объяснялись жалобы на провалы в памяти, шум в ушах, перепады настроения и головные боли пациентов.

Доклад врачей заставил норвежские власти пойти на мировую с ветеранами освоения шельфа. Хотя выплаченные водолазам суммы и меньше тех, на которые они претендовали, пострадавшие в период «большого нефтяного приключения» Норвегии согласились на досудебное урегулирование конфликта. 240 человек, которых охватывает программа компенсации, – старые и больные люди. Они боятся просто не дожить до окончательной победы в Верховном суде, где ждет рассмотрения их новый иск к государству.

"