Posted 6 апреля 2005,, 20:00

Published 6 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

Посол Палестины в России ХАЙРИ АЛЬ-ОРИДИ

6 апреля 2005, 20:00
В связи с предстоящей в конце апреля поездкой Владимира Путина на Ближний Восток редакция «НИ» обратилась с просьбой об интервью к послу Палестины в России Хайри аль-Ориди. Нашего корреспондента высокопоставленный палестинский дипломат принял в посольском особняке в центре Москвы.

– Как бы вы оценили роль Москвы в ближневосточном урегулировании?

– Палестинцы высоко ценят роль России. Москва является одним из коспонсоров ближневосточного мирного процесса. Правда, в начале 90-х годов между нами возникало определенное непонимание. Однако все это в прошлом. Москва сейчас выступает за прочный и, что очень важно, справедливый мир на Ближнем Востоке. А посему мы не может не приветствовать предстоящий визит в регион российского президента. Ведь эта поездка способствует миру. На мой взгляд, мирный процесс на Ближнем Востоке без участия России был бы в принципе затруднителен. Мы четко понимаем, что русские хотят там мира надолго, а посему не довольствуются полумерами, которые иной раз предлагаются.

– Несколько дней назад израильский кнессет высказался в пользу «плана размежевания». Как вы оцениваете перспективу его реализации? Какие проблемы план может решить, а какие нет?

– Палестинцы приветствуют любой шаг со стороны Израиля, направленный на вывод его армии и поселений с нашей территории. Однако, как мы неоднократно подчеркивали, необходимо четко следовать плану мирного урегулирования «Дорожная карта». А это означает, что каждый шаг должен согласовываться с палестинскими властями. Откровенно говоря, мы до сих пор не до конца понимаем все подробности «плана размежевания» Шарона. Идет ли речь обо всех территориях сектора Газа? Каким образом жители Газы будут передвигаться на другие палестинские территории – на Западном берегу? Будет ли в Газе восстановлен международный аэропорт? Продолжится ли строительство морского порта? И так далее. На эти вопроса пока нет ответов. Если же Газа не будет соединяться с Западным берегом и не получит выход во внешний мир, по сути дела, она окончательно превратится в «большую тюрьму», в которой проживает более миллиона палестинцев. К тому же одновременно с «планом размежевания» Шарон предлагает и иную идею – расширение отдельных еврейских поселений на Западном берегу. Так, например, задумывается построить 3300 домов в крупном поселении Маале-Адумим, что согласно задуманному свяжет его с Иерусалимом. Против такого строительства сейчас выступают не только палестинцы. Даже американцы его не поддержали. Однако Шарон не обращает на все это внимания. Еще одно «свежее начинание» израильтян в отношении палестинцев. Возле Наблуса – одного из наших городов на Западном берегу решено создать большую свалку, куда будут свозить мусор со всего Израиля. Это грозит инфекционными заболеваниями, заражением воды, почвы. Продолжают существовать израильские блокпосты вокруг палестинских городов, что затрудняет передвижение населения. То есть израильтяне продолжают хозяйничать на наших землях. И все это не способствует мирному урегулированию.

– Как вы относитесь к строительству Израилем «разделительной стены» с палестинцами? Это мера безопасности против проникновения террористов в Израиль или будущая линия границы между еврейским и палестинским государствами?

– На мой взгляд, строящаяся стена не имеет никакого отношения к безопасности Израиля. Цель строительства – захват палестинских земель, поиск решения территориальной проблемы как того хотят израильтяне. Если целью создания стены была бы безопасность, израильтяне могли бы возводить ее на своих землях. Данное строительство мешает палестинцам, например, заниматься сельским хозяйством, поскольку на земле, где они многие годы пахали и сеяли, идет стройка. Дети не могут попасть в школы, больные в госпитали и так далее. В принципе же, на мой взгляд, идеи строительства разделительных стен принадлежат прошлому. Достаточно вспомнить Берлинскую стену, которая была разрушена. Сейчас следует, напротив, возводить «мосты к миру», сближать народы. А безопасность Израиля лежит на пути признания резолюций ООН, и прежде всего ухода с арабских земель, оккупированных в 1967 году. Именно такие шаги, а вовсе не стена гарантируют мир на Ближнем Востоке.

– И последний вопрос, скорее личный. Насколько это трудная миссия – быть послом Палестины в России?

– Эта миссия прежде всего очень приятная. Я давно связан с вашей страной. В свое время был советником Ясира Арафата по вопросам связи с СССР. Всегда относился к вашему народу с глубоким уважением. В Москве я часто встречаю понимание наших проблем, понимание прежде всего того факта, что палестинцы живут под оккупацией. Здесь можно часто услышать пожелание нам как можно скорее создать собственное государство. И это очень важно.

"