Posted 6 февраля 2013,, 20:00

Published 6 февраля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:20

Updated 8 марта, 02:20

Повторение пройденного

6 февраля 2013, 20:00
Похоже, на Ближний Восток возвращается «арабская весна». Вслед за Египтом, где тысячи человек требуют отставки президента Мохаммеда Мурси, волнения начались в Тунисе. Массовые волнения вызвала смерть одного из лидеров оппозиции Шукри Балаида, которого вчера застрелили возле собственного дома.

Буквально через считанные часы после гибели политика у здания МВД в столице страны, городе Тунисе, собрались несколько тысяч человек. Импровизированная демонстрация переросла в столкновения с полицией. О потерях с обеих сторон не сообщается, но известно, что правительственные здания взяты под усиленный контроль. Так, во вторую годовщину «жасминовой революции», свергнувшей диктатора бен Али, Тунис оказался на пороге нового переворота.

Отметим, что именно эту страну неоднократно ставили в пример ее соседям: при бен Али – как самую стабильно развивающуюся в Северной Африке, после его свержения – как пример успешного движения к демократии. В октябре 2011 года в Тунисе без особых неприятностей прошли выборы во временный предпарламент – Национальный учредительный совет, который должен был разработать новую конституцию и подготовить избрание постоянных органов власти. И хотя победу на выборах одержала исламистская партия «Ан-Нахда», это тоже не особенно испортило имидж Туниса в глазах европейцев и американцев, уверенных в том, что «арабская весна» является прологом к установлению демократии на Ближнем Востоке. Тунисские исламисты пользовались репутацией достаточно умеренных, да и местное общество казалось слишком секуляризированным и воспитанным в духе западных ценностей.

Однако за более чем год нахождения у власти «Ан-Нахда» так и не смогла решить ни экономических проблем страны, ни даже сладить с орудующими на ее окраинах бандами. За столь короткое время маленький Тунис пережил целых три общенациональных забастовки и несколько региональных восстаний, устраиваемых арабскими и берберскими племенами. В этих условиях 1 февраля президент страны Монсеф Марзуки не отменил, как ожидалось, действие чрезвычайного положения, введенного сразу после революции, а продлил его еще на два месяца. Это обстоятельство и вызвало протест оппозиции. Тот же Балаид в субботу выступил с резкой критикой в адрес «Ан-Нахды» и лично президента. А через несколько дней его убили, как уверены митингующие у МВД, по приказу властей. По иронии судьбы, он погиб в городе Сиди-Бузид, с которого, собственно, и началась «арабская весна». Здесь два года назад Мохаммед Буазизи – выпускник вуза, из-за безработицы вынужденный стать торговцем овощами, – совершил самосожжение. С него и начались акции протеста.

Приведет ли убийство Балаида к новому перевороту? Эксперты, отвечающие на вопрос отрицательно, обращают внимание на немногочисленность сторонников Балаида, который являлся лидером Партии объединенных патриотов-демократов, занимающей крайне левый фланг в «Народном фронте» – объединении светских оппозиционеров. Но у несчастного Буазизи не было сторонников вообще.

"