Posted 6 февраля 2011,, 21:00

Published 6 февраля 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:42

Updated 8 марта, 06:42

Каирское затишье

6 февраля 2011, 21:00
Вчера на каирской площади Тахрир уже 13-й день продолжался митинг оппозиции, требующий отставки президента Мубарака. Военные кордоны вокруг площади были в очередной раз усилены. В то же время стороны, похоже, нашли почву для диалога. Вице-президент Омар Сулейман и оппоненты правящего режима, включая запрещенных «Братье

Когда в воскресенье утром корреспондент «НИ» покидал площадь Тахрир, там сохранялась довольно спокойная атмосфера. Видимо, гибель в пятницу и субботу 11 человек, среди которых оказался и фотокорреспондент крупнейшей египетской газеты «Аль-Ахрам» Ахмед Мухаммед Махмуд, отрезвила наиболее горячие головы. Из Каира до Аммана (столицы Иордании) пришлось добираться на перекладных – через Стамбул. Хотя, несмотря на толчею, в каирском аэропорту столпотворения не было, порядок соблюдался, и если бы не собственное нетерпение, то я, вероятно, смог бы дождаться прямого рейса.

В полете мне повезло с попутчиком. Моим соседом в самолете оказался Салем Рафаи, иорданский полковник, работавший военным атташате в Каире. По его мнению, ситуация в Египте разительно отличается от того, что произошло в Тунисе, и от событий в Иордании. Во-первых, Мубарак, бывший боевой летчик, человек не трусливого десятка и не сбежит, подобно тунисскому президенту Зин аль-Абидину бен Али при первых же раскатах общественного недовольства, да и его авторитет в армии и спецслужбах несравнимо выше. Но крупной ошибкой Мубарака, по мнению полковника, была попытка создать в Египте династическое президентство, передав в дальнейшем власть своему сыну Гамалю.

В Аммане, куда мы прилетели, продолжались демонстрации солидарности с египетской оппозицией. Но именно солидарности, а не протеста против собственных властей. Реорганизация кабинета министров, проведенная королем Абдаллой II, в целом успокоила страсти. Как сказал нам один из сотрудников правительственной пресс-службы, «свои проблемы иорданцы вроде как считают решенными или, может быть, оставили их на потом».

Что касается роли Соединенных Штатов в египетском кризисе, то и Ахмед, и полковник Рафаи, как и другие мои арабские собеседники, относятся к ней весьма критически. Иорданский полковник даже считает, что президент Обама натягивает на себя тогу Фиделя Кастро полувековой давности: Кастро пытался «экспортировать революции», а американский лидер поддерживает «экспорт демократии». Как и его предшественник Джордж Буш-младший, который сверг диктатора Саддама Хусейна и который на Арабском Востоке вызывает совсем уж мало симпатий.

В самом Каире наряду с консультациями между представителями властей и оппозиции вчера очень живо обсуждались претенденты на президентское кресло: генеральный секретарь Лиги арабских государств, экс-министр иностранных дел Амр Муса, вице-президент и глава разведки Омар Сулейман, а также бывший директор МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи. Наиболее реальные шансы, судя по всему, у Сулеймана. При этом мало кто сомневается, что в случае завладения «троном фараона» он забудет о «белых перчатках», в которых вынужден сегодня общаться с оппонентами. Тем более что в субботу на Сулеймана было совершено покушение, в результате которого, по сообщениям информагентств, погибли два его телохранителя. Сам вице-президент в момент нападения находился в другом месте. Власти, впрочем, не подтверждают эту информацию.

"