Posted 5 декабря 2013,, 20:00

Published 5 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:46

Updated 8 марта, 04:46

Своим путем

Своим путем

5 декабря 2013, 20:00
Северная Корея заслуженно считается одной из самых закрытых стран в мире. Иностранные журналисты не перестают описывать, как мрачно и угрюмо выглядят улицы северокорейских городов, публикуют свидетельства западных туристов о том, настолько примитивна и отсталая экономика этой страны. Но в последнее время о КНДР стала п

Чтобы почувствовать, как меняется Северная Корея, достаточно съездить туда на недельку. Изменения в этой стране вас поразят – но только при условии, что вы бывали там, скажем, пару лет назад. Итак, вы прилетаете в международный аэропорт Пхеньяна «Сунан». «Международный» – громко сказано. Рейсы в Пхеньян можно пересчитать по пальцам, и большинство из них – из Пекина. Аэропорт «Сунан» – крошечный, старенький, в сталинских традициях 50-х годов. Багажная лента-транспортер из-за поломок почти не работает. Но внимательный приезжий обязательно заметит новое, современное здание строящегося второго терминала. Это первое расширение скромного аэродрома за несколько десятилетий, что уже само по себе – событие…

Вы въезжаете в город и замечаете лес строительных кранов, множество новеньких высоких зданий, в том числе и гостиниц. Кладется свежий асфальт, строятся новые дороги и развязки. А в провинции, в сельской местности появляются новенькие коттеджи и даже магазины. Налицо то, что даже самые убежденные недруги северокорейского режима стали уже называть строительным бумом.

Поступают сообщения и о строительстве первого в Северной Корее современного скоростного шоссе – между городами Хамхын и Вонсан, вдоль восточного побережья страны. Вовсю строятся и туристические зоны. Особенно лыжные курорты в горах на востоке страны, рассчитанные на китайского туриста с небольшими деньгами.

Все это – часть новой государственной политики, которую активно проводит молодой правитель страны Ким Чен Ын (ему сейчас около тридцати лет: точная дата его рождения неизвестна). И его новые приоритеты – налицо. Если его отец Ким Чен Ир в основном посещал военные части и объекты, встречался и общался с военными, о чем тогда беспрестанно сообщало северокорейское телевидение, то сам Ким Чен Ын, не забывая о нуждах армии, чаще появляется на открытии новой гостиницы, дороги или аквапарка. «Картинка» с вождем, демонстрируемая северокорейским телевидением, теперь иная: то он с помпой открывает новый горнолыжный курорт, то дом культуры.

Плоды экономических реформ вы хорошо почувствуете, зайдя, например, в пхеньянский продовольственный магазин. Конечно, его нельзя сравнить с российским или южнокорейским. Разница в ассортименте на севере и юге разделенной страны намного больше, чем, скажем, между советскими и западными магазинами 70-х годов. Но для неизбалованного северокорейского покупателя, который до сих пор не имеет права покупать валюту, а для покупок пользуется специальными карточками или талонами, этот скромный по западным меркам выбор – уже роскошь. Дело в том, что в экономике власти КНДР начинают осторожно заигрывать с рыночными принципами. Ослабел контроль за ценами, за продавцами на рынках, стала даже кое-где появляться импортная продукция. Все это радует пхеньянцев, даже несмотря на то что для подавляющего большинства из них появившиеся товары просто не по карману. Правящий в КНДР режим, похоже, все-таки решил пойти дорогой своего северного соседа – Китая. Сохраняя существующую политическую систему, Ким Чен Ын хочет реформировать экономику. Правда, куда менее радикальными методами. Например, в стране фактически распустили сельскохозяйственные кооперативы (аналог советских колхозов): формально они существуют, но теперь каждая семья трудится на себя, получая не скудные пайки, а половину собранного урожая. При этом частных машин в стране почти нет (они есть разве что у местной государственной элиты и их семей). Та же самая ситуация с компьютерами. Их свободная продажа или покупка запрещена. Сотовые телефоны есть лишь у ничтожного меньшинства: опять же их свободная продажа запрещена, а подключение – это очень длительный процесс для избранных. То же самое касается и многих других «буржуазных излишеств». А уж отдых за границей, даже в соседнем Китае, для большинства северных корейцев – совершенно неслыханная вещь.

Интересно, что новые, либеральные реформы ничуть не мешают молодому Киму проводить «ястребиную» внешнюю политику. Прошлой весной Пхеньян грозился нанести по США ядерный удар и ударить ракетами по Токио. Постоянно звучат сообщения о подготовке КНДР к новым ядерным испытаниям и запускам ракет. Возможно, в Пхеньяне и не чувствуют противоречий между жесткой позицией в отношении Запада и экономическими реформами. Ведь и то и другое, по задумке коммунистических лидеров, должно сделать страну сильнее. То есть архитектор северокорейской перестройки Ким Чен Ын явно решил, что обойдется без разрядки и нового мышления. Или он ошибается?

"