Posted 5 декабря 2006,, 21:00

Published 5 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:54

Updated 8 марта, 08:54

Тень на короле

Тень на короле

5 декабря 2006, 21:00
В распоряжение газеты «Афтонбладет» попал договор, который глава шведского государства Карл XVI Густав заключил с верфью «Готланд Яхт Констрактинг» в 2000 году. Согласно тексту этого соглашения король получил в собственность морской катер серии «Крафт» стоимостью в миллион долларов за десятую часть этой суммы. Взамен Е

Как утверждает «Афтонбладет», свою часть обязательств король выполнил, украшая собой эксклюзивные вечеринки, выставки, а также позируя фотографам, стоя на борту «Крафта». Откатавшись на катере шесть лет, монарх выставил его на продажу за 600 тыс. долларов. Чистый «навар» составил полмиллиона «зеленых». Коммерческой жилке монарха можно было бы только позавидовать, если бы не одно «но»: по шведским законам, глава государства, на содержание которого налогоплательщики ежегодно выделяют 15млн. долларов, не имеет права подрабатывать на стороне. По конституции, король представляет всю страну, и потому не может использовать свой пост и влияние для поощрения отдельных личностей или групп. «Короля никто не выбирал, поэтому он должен представлять весь народ. Ему следует быть крайне осторожным в делах, которые могут оказаться скрытой взяткой», – прокомментировал «катерную» сделку Его Величества начальник конституционного отдела минюста Швеции Рогер Петерссон.

«Катерное» дело начало раскручиваться после того, как в конце 2000 года владелец «Готланд Яхт Констрактинг» объявил себя банкротом, и его дела стали предметом судебного разбирательства. Юристы, представляющие потерпевших партнеров верфи, обнаружили, что несколько катеров были проданы по заниженной цене, что и стало причиной финансового краха фирмы. Под угрозой обвинения в мошенничестве конструктор роскошной игрушки извлек из сейфа соглашение с королем и рядом других «полезных для рекламы» лиц.

Четкой границы того, где заканчивается безобидный подарок и начинается взятка, в отношении короля не существует. Правда, для остальных представителей госвласти эти границы определены вполне четко – согласно шкале, составленной «Антикоррупционным институтом», стоимость подарка для чиновника не должна превышать 200 долларов, и то лишь в исключительных случаях. Дорогие подношения, которые высшие госчиновники принимают по долгу службы, переходят в разряд государственной собственности.

Однако король стоит выше этих правил. Известно, например, что Его Величество, являющийся заядлым автомобилистом (в его личном владении находятся девять лимузинов), периодически получает эксклюзивные машины «покататься» от различных компаний на длительные сроки. Порой в его гараже навсегда остаются презенты от сомнительных государственных деятелей. Например, несколько лет назад королю преподнес «Феррари» султан Брунея, которого официальная Швеция регулярно обвиняет в нарушении прав человека.

Отвечая на критику СМИ по поводу благожелательного отношения короля к подношениям миллионного класса, Двор заявил следующее: «Короля нельзя «купить» в рекламных целях. Его Величество, выбирая те или иные продукты, следует своей философии поощрения динамичных и творческих компаний».

Реакция Двора не успокоила критиков монарха, в том числе и в парламенте страны. Конституционный комитет риксдага обсуждает возможность придания финансовой деятельности короля «большей прозрачности». Парламентарии хотят подвергнуть проверке также расходование Его Величеством ежегодной государственной субсидии в 15 млн. долларов.

"