Posted 5 декабря 2006,, 21:00

Published 5 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:54

Updated 8 марта, 08:54

«Третья корзина» накрыла ОБСЕ

5 декабря 2006, 21:00
Вчера в Брюсселе завершило работу 14-е заседание Совета министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Хотя участники встречи продолжали твердить о важной роли ОБСЕ в международных делах и незыблемости ее принципов, под сводами выставочного зала «Хейзель», где проходил форум, ви

Зачем вообще нужна ОБСЕ сейчас, когда нет «единства противоположностей» двух военных блоков, а все страны бывшего соцлагеря, по крайней мере на словах, идут по пути демократии? Этот вопрос задавали все 56 делегаций, но отвечали на него по-разному. «Первая корзина» соглашений, регулировавшая правила военного противостояния, сегодня не просто сильно устарела. Как отметил глава МИД России Сергей Лавров, она «давно практически пуста», «программы работы на военно-политическом треке год от года слабеют, скатываются к мелкотемью». О «второй корзине» – торгово-экономической, на министерской встрече говорили совсем мало. Понятно, что ее «плели» в условиях, когда торговали и экономически сотрудничали государства и даже блоки государств. Сегодня, в эпоху ВТО, трудно в этой сфере найти нишу, подходящую для ОБСЕ.

Предметом особо жесткого столкновения идей и позиций стала «третья корзина», и особенно деятельность Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). По словам Лаврова, «проявляется дисбаланс в деятельности ОБСЕ». «Ее абсолютный «центр тяжести» перенесен в гуманитарную и правочеловеческую сферу», – отметил министр. Россия выступила за глубокое реформирование БДИПЧ, решительно возражая против его «претензий на автономию», особенно в сфере мониторинга выборов. У Лаврова нашлись единомышленники. Так, представитель Белоруссии настаивал, чтобы методология наблюдения за выборами была «понятной», а критерии основаны на «сравнительном анализе законодательства и практики всех государств-участников». Давая понять, что его страна может прекратить финансирование БДИПЧ, он заявил: «Мы не намерены платить за товар, который не годен к употреблению». Делегат Узбекистана, высказавшись за «существенные реформы» ОБСЕ, подчеркнул, что «не существует универсальной модели демократии, одинаково подходящей для всех государств».

Самым жестким оппонентом Москвы выступил Вашингтон. Замгоссекретаря США Николас Бернс, возглавлявший американскую делегацию, несколько раз в завуалированной или явной форме обвинил Россию в нарушении прав человека, сворачивании демократии и ущемлении свободы СМИ.

Отвечая на вопрос корреспондента «НИ» об американском видении реформы ОБСЕ, Бернс сказал, что стержнем организации должно оставаться «хельсинкское видение мира»: «Человек – мужчина и женщина – не может быть в безопасности без свободы». «Мы не против повышения эффективности ОБСЕ, но для многих слово «реформа» – не более чем дымовая завеса для разрушения созданных нами институтов... США против ослабления БДИПЧ, которое более других воплощает наши обязательства, остается необходимым инструментом для наблюдения за выборами, соблюдением прав человека и других ключевых принципов ОБСЕ».

Сергей Лавров, в свою очередь, обозначил две возможных перспективы для ОБСЕ. Либо «исправить дисбалансы», либо «узаконить статус-кво» и соответственно переименовать ее, например, в «Организацию по гуманитарным проблемам».

«Третья корзина» легла и на пути Казахстана, подавшего заявку на председательство в ОБСЕ в 2009 году. Кандидатуру Астаны поддержали не только делегации «восточных» участников, но и многие «западные», например, такая влиятельная, как германская. Признавая несовершенство демократических институтов в Казахстане, они считают, что председательство в ОБСЕ послужило бы стимулом для демократизации важнейшего, богатого энергоресурсами евроазиатского партнера. Но из-за вето США, Великобритании и некоторых других стран решение отложено на будущий год.

"