Posted 5 октября 2005,, 20:00

Published 5 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:26

Updated 8 марта, 09:26

Швеция нашла замену нефти

5 октября 2005, 20:00
Демонстрации водителей грузовиков, блокада бензоколонок возмущенными автовладельцами, объявляемые европейскими правительствами кампании по энергосбережению – от «Дня без машины» до «Выключи отопление виллы» – все это признаки надвигающегося энергетического кризиса, размеры и продолжительность которого трудно предсказат

Наиболее радикальные выводы из нынешней ситуации сделало шведское правительство. «Швеция полностью откажется от нефти к 2020» – под таким сенсационным заголовком газета «Дагенс нюхетер» напечатала выступление министра общественного строительства Моны Салин, изложившей правительственную программу постепенного отхода от ископаемых видов топлива.

«Мы сделаем это первыми в мире», – уверяет министр, приводя основные направления предстоящей грандиозной работы. Уже со следующего года домовладельцы будут получать экономическую компенсацию, если они перестанут топить свои жилища дизтопливом и мазутом и перейдут на возобновляемые источники энергии. Большие инвестиции будут сделаны в исследования, посвященные прикладному применению «зеленой энергии», от ветровой до приливной. На эти научные работы из бюджета пойдут 815 миллионов крон (более 100 миллионов долларов) ежегодно.

Государство будет также стимулировать путем налоговых льгот и прямых директив переход транспортного сектора на экологически чистые виды горючего, прежде всего на биогаз, получаемый от переработки сырья растительного происхождения. Будет также разработана региональная программа отказа от автомобилей на бензине. Владельцам «экологических» авто разрешат бесплатную парковку в городах, с них будут снимать часть местных налогов.

Строительные компании, возводящие дома с энергосберегающими технологиями и пользующиеся возобновляемыми источниками энергии, также получат налоговые скидки и преимущества при получении государственных заказов.

Министр подчеркивает, что предложенная программа при всей ее фантастичности вполне реализуема. Уже сегодня благодаря умелому сочетанию экономических и технологических инструментов воздействия на энергосектор Швеция занимает ведущее место в мире по темпам снижения зависимости от ископаемых видов топлива. Например, рост промышленности за последнее десятилетие составил 70%, но использование нефтепродуктов при этом осталось на прежнем уровне.

Комментаторы, обсуждая правительственные планы, вспоминают о шведских успехах в переходе на «зеленую» энергию. В ряде регионов страны уже сегодня более 10% автомобилей переведены на биогаз, получаемый от переработки, например, рапса и закупаемых в Италии и Испании дешевых сортов вин. В этом году в Линчепинге был пущен первый в мире поезд на «растительном ходу», а в Стокгольме строится экспериментальный район с домами, все энергетические потребности которых удовлетворяют ветряки и солнечные батареи.

Единственным отрицательным моментом в этом оптимистичном сценарии, по мнению критиков правительства, является риск полного сворачивания планов по отказу от атомной энергетики. Власти по следам чернобыльской аварии обещали закрыть все атомные электростанции страны, но пока остановлен лишь один блок АЭС «Барсебек» на границе с Данией – да и то из-за протестов датчан, возмущенных, что станцию построили близко от Копенгагена, на другой стороне узкого пролива, разделяющего две страны. Представители деловых кругов называют проект отказа от ядерной энергетики убийственным для индустрии, и, чтобы заручиться их поддержкой для вывода страны из нефтяной зависимости, Стокгольму вероятнее всего придется согласиться на продление жизни атомных станций на все обозримое будущее.

"