Posted 5 сентября 2005,, 20:00

Published 5 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:24

Updated 8 марта, 09:24

Министр иностранных дел Палестины Насер Аль-Кудва

Министр иностранных дел Палестины Насер Аль-Кудва

5 сентября 2005, 20:00
Недавняя эвакуация части еврейских поселений с палестинских территорий серьезно повлияла на общий политический климат в зоне ближневосточного конфликта. В понедельник пришло сообщение о начавшихся инспекциях палестинскими «силовиками» районов сектора Газа, оставленных Израилем. Эти земли перейдут под контроль арабов уж

– Господин министр, в свете последних событий, прежде всего эвакуации части еврейских поселений с оккупированных территорий, можно ли сказать, что премьер-министр Израиля Ариэль Шарон стал партнером палестинцев по мирному процессу на Ближнем Востоке?

– Пока нет. Уместнее назвать его потенциальным партнером. Решение о выводе поселений из Газы – несомненный позитив, однако мы еще толком не знаем, что он собирается делать с большинством поселенцев на Западном берегу реки Иордан, каково будущее всей инфраструктуры поселений. Остается вопрос разделительной стены, проблема Иерусалима. Шарон вроде бы начал двигаться в правильном направлении, но что за этим последует, сказать трудно. Если односторонние действия Израиля по закреплению на Западном берегу не прекратятся, тогда мы станем свидетелями похорон мирного урегулирования в целом.

– А Россию пригласят на эти похороны? В международном сообществе неоднократно раздавались голоса, что Москва может играть более активную роль на Ближнем Востоке.

– В том, что Россия является важным игроком в нашем регионе, никто не сомневается. Как член Совета Безопасности ООН, «четверки» посредников, как государство, обладающее уникальными историческими связями со многими странами Ближнего Востока, ваша страна может позитивно влиять на наши дела. Более того, мы считаем, что последнее время российская дипломатия стала как раз более активной на Ближнем Востоке, это заметно на многих уровнях, особенно если учесть весьма важный для нас майский визит президента Путина на Ближний Восток, а также действия главы российского МИД Сергея Лаврова в этом направлении. Стоит особо выделить инициативу России по созыву в Москве международной встречи по Ближнему Востоку.

– Как решается проблема палестинских заключенных в Израиле, ведь известно, что она весьма болезненно воспринимается как арабами, так и евреями?

– Сегодня в израильских тюрьмах находятся около 10 тысяч палестинских пленных. Согласно договоренностям, достигнутым на саммите в Шарм-эль-Шейхе (состоялся в феврале этого года с участием палестинского лидера Махмуда Аббаса и премьер-министра Израиля Ариэля Шарона. – «НИ»), наши оппоненты должны были заняться освобождением этих пленников. Но, к сожалению, израильтяне предприняли очень ограниченные меры: сначала освободили 400 человек, потом 500, причем все они не из тех, освобождения которых мы требовали в первую очередь.

– Удается ли палестинской дипломатии поддерживать диалог с влиятельной еврейской диаспорой в разных странах мира?

– Очень хорошо, что вы задали этот вопрос. Действительно, мы должны были бы лучше развивать отношения с еврейскими общинами в других частях света, в том числе в России и США. К сожалению, этого пока не произошло, причем не только по нашей вине. Ведь среди части диаспоры, в частности в США, распространены экстремистские настроения, так что стремление к диалогу должно быть обоюдным. Тем не менее мы будем предпринимать больше усилий в этом направлении.

– Посещали ли вы раньше российскую столицу?

– В Москве я был как минимум раз двадцать, в основном еще во времена СССР. Дело в том, что я активно участвовал в молодежном движении, в деятельности палестинских студенческих организаций. У меня сохранились очень теплые воспоминания о вашей столице, и, честно говоря, приходилось скучать по этому городу. Теперь Москва стала еще красивее, и мне хочется пожелать ее жителям прежде всего хорошего настроения.

"