Posted 5 августа 2015,, 21:00

Published 5 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:39

Updated 8 марта, 03:39

Мира не будет?

Мира не будет?

5 августа 2015, 21:00
Шанс сдвинуть процесс мирного урегулирования ситуации в Донбассе упущен. Крайне важный раунд переговоров, идущих сейчас в Минске под эгидой ОБСЕ, закончился фактическим провалом. Противоборствующие стороны не смогли договориться о создании демилитаризованной зоны и, главное, об отводе артиллерии с позиций, которые позв

О том, что именно на переговорах, намеченных на минувший понедельник, будет заключено соглашение об отводе артиллерии калибром до ста миллиметров, заявляли и в России, и на Украине. В конце июля Петр Порошенко во время своего визита в Луганскую область заявил о том, что принципиальная договоренность о создании тридцатикилометровой буферной зоны уже достигнута в ходе переговоров «нормандской четверки» (то есть украинским президентом и его французским коллегой Франсуа Олландом, канцлером Германии Ангелой Меркель и Владимиром Путиным). В этих условиях переговоры «контактной группы» с участием представителей ДНР и ЛНР, намеченные на 3 августа, должны были стать, что называется, «техническими». Однако получилось наоборот. Переговоры вначале были продлены на день, и только во вторник поздно вечером представители ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Владислав Дейнего, выйдя к журналистам, сообщили, что разговора не получилось.

В их совместном заявлении они обвинили украинских переговорщиков, как сказано в документе, в «откровенном саботаже», то есть в отказе согласиться на вывод тяжелой артиллерии из четырех ключевых точек. Украинская делегация свою позицию не озвучила. Однако судя по тому, что ее члены (в частности, бывший министр иностранных дел Роман Бессмертный) покинули зал заседаний в минском «Президент-отеле» досрочно, позиции оппонента и их не устроили. Как бы то ни было, вместо общего итогового документа на следующее заседание контактной группы (оно состоится 26 августа) будет внесено два проекта, по которым еще предстоит договариваться.

Таким образом, самый серьезный результат переговоров в Минске оказался тот, о котором сообщил в понедельник представитель ОБСЕ в контактной группе Мартин Сайдик: противоборствующие стороны договорились разработать план восстановления железнодорожного пути Никитовка – Майорск. По нему могут осуществляться поставки угля с контролируемой ДНР территории на украинские электростанции. Учитывая, что зима не за горами, а брать уголь по приемлемой цене, кроме как с территории, находящейся под контролем ДНР – ЛНР, Украине просто негде, это соглашение выглядит обнадеживающим знаком, свидетельствующим о том, что возобновления большой войны можно будет все-таки избежать.

Тем не менее украинская сторона, похоже, настроена более пессимистично и готовятся к худшему варианту – видимо, так следует трактовать экстренный созыв Порошенко так называемого «военного кабинета» правительства во вторник, еще до окончания переговоров в Минске. В среду, кстати, обе стороны конфликта сообщили о резкой активизации противника и увеличении количества обстрелов. Как считает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, в этих условиях ожидать эскалации конфликта вполне можно. «Достаточно даже не провокации, а просто не сдерживать людей», – считает он. Как сказал Малашенко в беседе с «НИ», ситуация в зоне конфликта складывается таким образом, что «никто не в состоянии найти нормальный, всех устраивающий выход из ситуации». При этом он прогнозирует, что в данный момент давление на Украину со стороны России будет усиливаться – косвенным признаком этого Малашенко считает создание на днях Комитета спасения во главе с бывшим украинским премьер-министром Николаем Азаровым. Частью такого давления, возможно, станут события в Донбассе.

"