Posted 5 июля 2012,, 20:00

Published 5 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:28

Updated 8 марта, 05:28

У студентов нет вопросов

У студентов нет вопросов

5 июля 2012, 20:00
Министерство образования Китайской Народной Республики подвело итоги вступительной кампании в вузы страны. Оказалось, что по сравнению с прошлым годом на 2% меньше выпускников средних школ решили получать высшее образование. Число китайских абитуриентов снижается вот уже несколько лет подряд. Причина этого не только в

Падение числа абитуриентов в Китае на первый взгляд может показаться удивительным. Ведь, как показывают опросы общественного мнения, престиж высшего образования в стране остается на очень высоком уровне. В Китае диплом даже третьеразрядного вуза – это железная гарантия того, что вы не будете работать грузчиком или продавщицей, шофером или охранником. Пусть в своем родном университете ты не блистал, скажем, знаниями экономической науки. Главное для обладателя экономического диплома китайского вуза – более или менее сносно разговаривать на английском языке и уметь заполнять анкеты. Если эти знания есть, то стать менеджером по внешнеэкономической деятельности в Шанхае или Харбине – не проблема.

И вроде бы общее число студентов за десять лет увеличилось в десять раз – с 1,8 млн. в 1998 году до 10,5 млн. в 2009-м. Но при этом бешеными темпами (в среднем на 20% в год) растет число молодых китайцев, стремящихся получить образование не дома, а за границей. Если в 2011-м таких было 340 тыс. человек, то в 2012 году ожидается уже 400 тысяч. Было бы ошибкой думать, что все эти люди уезжают в Гарвард или Йель: большинство оседают в малопрестижных вузах США, Австралии, Сингапура, Японии или стран Европы. И знакомым с китайской системой высшего образования это стремление, увы, очень понятно.

Одного из авторов этой статьи, преподававшей в китайском университете, долгое время поражало, как проходили занятия. В перерывах студенты вели себя так же, как и их российские сверстники. Но преподаватель пришел – значит, отменяются все посторонние звуки и телодвижения. Учащиеся, начиная с младших классов и заканчивая последним курсом в университете, сидят прямо, сложив руки перед собой. Этакая идеальная советская школа. Никто из внимательно слушавших юношей и девушек никогда не задавал никаких вопросов. С преподавателем не пытались спорить, какую бы небесспорную мысль им ни высказывали. Всякий раз, после окончания лекции наш корреспондент задавала студентам вопрос, все ли понятно. «Все!» – хором отвечали они. И только на экзамене становилось ясно, что это далеко не так.

При этом китайских студентов никак нельзя назвать лентяями. Напротив, это труженики и стахановцы. Переутомление в период экзаменов в китайских вузах – обычное дело. Молодых людей, которые ложатся под капельницы во время сессии или в непомерных количествах потребляют таблетки для улучшения памяти, наверное, наберется сотни тысяч. Не такое уж редкое явление китайский студент, способный слово в слово пересказать конспект или страницу учебника. Но таким же нередким явлением будет тот же студент, не способный изложить своими словами смысл заученного. К сожалению, бывает так, что подобной способности от него никто и не требует.

Увы, неумение учить человека мыслить самостоятельно – это ахиллесова пята китайского (как, впрочем, и советского) образования. С детства школьника учат, что главное – форма, а не содержание, коллектив, а не личность, результат, а не процесс. Слов нет, в таком подходе к жизни есть немало плюсов. Так, китаец с детства привыкает, в общем, к пока еще чуждой для россиянина мысли, что образование – это ценность и привилегия, за которую нужно платить, в том числе в буквальном смысле. До введения обязательного 9-летнего образования обучение в школах было платным и стоило 65 долларов в год (немаленькие, по местным меркам, деньги). Сейчас плата взимается только в вузах и детских садиках, где она, кстати, может быть равнозначна оплате обучения в университете.

Но в целом китайцы считают, что самое главное в образовании – не полученные знания, а поступление в нужный вуз. Поэтому школьное обучение зачастую превращается в сплошную подготовку к аналогу нашего ЕГЭ. На этом экзамене китайцы стремятся получить самые высокие баллы, чтобы иметь возможность выбора. Высшие учебные заведения Поднебесной делятся на три категории: третьеразрядные вузы, куда сравнительно легко поступить, второразрядные, где обучение длится 4 года и стоит от 1 до 4 тыс. долларов (в зависимости от того, государственный вуз или частный), и «гиганты», поддерживаемые правительственными субсидиями. К последним относится, к примеру, Фуданьский университет в Шанхае – один из самых престижных в Китае.

Абитуриент имеет право подать документы на три кафедры – в зависимости от набранных баллов по тамошнему ЕГЭ и результатов дополнительных экзаменов на одну из кафедр он и зачисляется. Так как в том же Фуданьском университете конкуренция на обучение на самых престижных кафедрах (финансы, английский язык, банковское дело) бешеная, то вуз имеет право предложить на выбор менее престижные варианты, такие как социология, политология, естествознание или журналистика. Это также влияет на отношение студента к предмету. Тяжело парить мыслью в тех материях, которые на самом деле тебе не интересны. Проще уж применить свое природное китайское трудолюбие и выучить наизусть главу из учебника. Те же, кто рассматривает обучение в вузе не только как прелюдию к получению бумаги, которая поможет в дальнейшем зарабатывать деньги, а как часть своего жизненного пути и призвания, чаще всего и отправляются за рубеж – туда, где состояние «вопросов к учителю нет» не считается естественным для студента.

"