Posted 5 апреля 2007,, 20:00

Published 5 апреля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:44

Updated 8 марта, 08:44

Министр экономики Украины Анатолий Кинах

Министр экономики Украины Анатолий Кинах

5 апреля 2007, 20:00
Политический кризис на Украине развивается по нарастающей. В четверг президент Ющенко созвал Совет национальной безопасности и обороны (СНБО), на котором заявил, что отказ подчиняться указу о роспуске Верховной рады влечет за собой уголовную ответственность. Сложившуюся ситуацию «Новым Известиям» прокомментировал минис

– Анатолий Кириллович, многие считают, что ваше согласие работать в правительстве Януковича и действия депутатов, входящих в «партию Кинаха», стали последней каплей терпения президента. И именно вас называют виновником появления указа о роспуске парламента.

– Сегодня со всех концов страны приходят письма и телеграммы в поддержку моей позиции, нацеленной на создание коалиции национального единства. То, что мы делали, не явилось неожиданностью. Мы это неоднократно обсуждали на заседаниях фракции, на встречах с президентом. Я не вижу альтернативы стратегии консолидации, национального единства.

– То есть указ о роспуске Верховной рады все равно бы появился?

– Я не хочу говорить таким образом, потому что это будет некорректно. Но что касается ситуации в целом, то выборы-2006 были названы самыми демократическими за всю историю независимости нашей страны. Г-н Ющенко сам внес кандидатуру премьер-министра Виктора Януковича, поэтому президент как гарант конституции должен понимать, что правительство должно работать в интересах всей страны. И президент как никто должен был бы поддерживать шаги, нацеленные на улучшение профессионализма правительства и качества его работы.

– Вы утверждаете, что, образно говоря, не перешли в другой окоп, на другую сторону баррикад?

– Нет, конечно.

– Сейчас все находятся в ожидании решения Конституционного суда. Как вы думаете, сработает ли этот орган, на который возложена такая ответственность?

– Надеюсь и верю, что Конституционный суд примет решение в четком соответствии с основным законом страны. Это главная его задача. И нужно не допустить, чтобы на него оказывалось давление. Хотя это давление сегодня есть, и это недопустимо. Кроме того, независимо от того, какое решение примут судьи, это решение надо будет исполнять.

– И все-таки будут досрочные выборы или нет?

– Суть не в том, что кто-то боится выборов. Выборы – это нормально, и я их не боюсь. Однако выборы в формате «свой – чужой» не дадут иного качества власти. Более того, могут еще больше усугубить ситуацию. Нужно же думать, в каком состоянии страна! Если говорить об экономике, то у нас в этом году есть уникальный шанс завершить процедуру вступления в ВТО. Это даст возможность вести переговоры о создании зоны свободной торговли с Европейским союзом, углублять сотрудничество с Россией, другими странами. У нас есть много возможностей, связанных с инвестиционными предложениями. Конечно же, досрочные выборы в очередной раз отодвинут достижение этих целей.

– А как в целом вы оцениваете нынешнюю ситуацию на Украине?

– Я очень встревожен. Безусловно, необходимо восстанавливать баланс между ветвями власти. Необходимо создавать условия, когда в стране существует оппозиция. Но оппозиция, которая не против государства. Не разрушающая, а предлагающая альтернативные программы для решения вопросов развития страны. То, что происходит сегодня, – это сценарий «стенка на стенку». Украина существенно отстает от окружающего мира по многим качественным показателям: конкурентоспособности экономики, уровню жизни граждан, состоянию здоровья общества. Только при помощи консолидированной власти все это можно изменить.

– Но если, как вы говорите, сейчас идет «стенка на стенку», то вы все-таки по другую сторону баррикад от президента?

– Я никогда не воспринимал таких критериев, как «человек президента» или еще чей-то человек. Если ты работаешь на таком уровне, то должен занимать позицию в контексте государственных интересов. Ты не можешь быть чьим-то. А должен работать исходя из конституции, защищая национальные экономические и политических интересы, наполняя работу своим опытом, знаниями, волей, ответственностью, и добиваться результата. Это мой принцип.

– Какой выход вы видите?

– Надо, чтобы стороны сняли эмоциональное перенапряжение. Сели за стол переговоров. Надо искать консенсус и работать четко в рамках конституции. Все другое будет разрушать страну. Президент не должен быть источником нестабильности. В этой ситуации он должен быть как никогда консолидирующей силой. Надеюсь, что шаг навстречу будет сделан, что президент вместо попытки сменить власть максимально использует свое влияние на совершенствование этой власти.

– Может ли кризис стать причиной того, что Украина не вступит в ВТО в этом году?

– Есть такой риск. Если мы сейчас входим в избирательную кампанию, то на полгода в лучшем случае будем недееспособны. Вспомните прошлый год. А ведь каждый день простоя парламента – это удар по конкурентоспособности, по развитию страны. Это больше всего тревожит.

– Предпринимаете ли вы какие-то защитные меры, чтобы смягчить удар по экономике в связи с нынешним политическим кризисом?

– Экономика пока что не отреагировала на него. За два первых месяца рост валового продукта составил 8,6%. Темпы инфляции суммарно – 1,1%. И, что очень важно, есть растущий интерес инвесторов к Украине, поскольку достигнут достаточно высокий уровень макрофинансовой и макроэкономической стабильности. Достигнут тот этап, который позволяет выходить на траекторию развития, связанную с качественными параметрами экономики. Для этого нужны инвестиции. А это модернизация экономики, обновление основных фондов. Это инновационные проекты, кредитование и так далее. Но ныне инвесторы все как один выражают свою тревогу. Поэтому, если нам удастся быстро стабилизировать ситуацию, то кризис не повлияет на экономику. Но если противостояние будет углубляться, то, конечно, могут быть негативные последствия. Инвесторы начнут занимать выжидательную позицию, и это отразится на параметрах нашего развития.

– Из-за нынешнего кризиса уже дважды переносился визит Виктора Ющенко в Москву. От этого страдают не только политические, но и экономические отношения между Россией и Украиной. Не так ли?

– В целом у нас неплохие результаты за последний период. Прирост внешнеторгового оборота между Украиной и Россией где-то порядка 18%. Это хороший показатель. Он сохраняется и в текущем году. Для нас Россия – это очень важный торговый партнер, это тысячи и тысячи рабочих мест, это рынок сбыта нашей продукции и услуг. Подготовлен план действий Украина –Россия на 2007–2008 годы. Поэтому важно, чтобы эта встреча состоялась в кратчайшие сроки.

– Министерство экономики участвует в подготовке этого визита? Ходят слухи, что президент и МИД не всегда знают, что предпринимает кабинет министров, и наоборот.

– Что вы! Конечно, министерство экономики принимает участие в подготовке визита. И в Москву президента будут сопровождать представители правительства.

– А вы вообще встречались с Ющенко после своего назначения на пост министра экономики?

– Я не инициирую эту встречу.

– Тогда есть шанс, что вы встретитесь в Москве?

– Может быть. Но, скажем так, суть даже не в наших личных встречах. Суть в том, что те события, которые происходят, они выше любых фамилий и должностей. Выше проблемы отдельно взятой личности. Ситуация вышла на уровень, когда затрагиваются коренные интересы общества.

"