Posted 5 марта 2012,, 20:00

Published 5 марта 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:43

Updated 8 марта, 05:43

Свиньи и молоко раздора

5 марта 2012, 20:00
Вчера в три часа дня истек срок ультиматума, который, по сообщению украинских официальных лиц, Белоруссия предъявила Украине. Белорусские власти хотели ввести ограничения на ввоз сельскохозяйственной продукции из соседней страны. Санкции должны были стать ответом на запрет на Украине импорта белорусской свинины и молок

Торговая война между двумя странами началась 1 марта, когда Украина приостановила ввоз белорусского молока и молочной продукции. В ней выявлено превышение максимально допустимого уровня остатков ветеринарных препаратов. Происшедшее можно было бы назвать отдельным эпизодом, а не началом торговой войны, не будь введенного днем ранее запрета на ввоз белорусской свинины. Его в Государственной ветеринарной и фитосанитарной службе (Госветфитослужба) Украины связали с событиями в белорусской деревне Незнаново в середине февраля.

Уничтожение всех свиней в частных хозяйствах этой небольшой деревушки в Гродненской области, произведенное по распоряжению внезапно нагрянувшей ветеринарной службы, и в самой Белоруссии вызвало много недоуменных вопросов. Неделю после сожжения туш несчастных хрюшек в Минсельхозпроде страны хранили молчание. Затем появился туманный комментарий на сайте ведомства, где сообщалось о проведении в деревне ветеринарных учений, «с применением эффекта неожиданности и отработкой всех конкретных действий и профилактических мероприятий». Такое объяснение не удовлетворило украинских ветеринаров, и они отправили дополнительный запрос белорусским коллегам. Однако, как сообщил журналистам руководитель пресс-службы Госветфитослужбы Украины Анатолий Осадчий, белорусская сторона отказывается отвечать на запросы по ситуации в Незнаново. Поэтому было принято решение приостановить поставку белорусской свинины до прояснения ситуации. Тем не менее в комментарии Госветфитослужбы выражалось предположение, что «случай в деревне Незнаново связан с занесением африканской чумы в Республику Беларусь».

Что касается молока, то с октября прошлого года украинские ветеринарные инспекторы начали регистрировать увеличение количества антибиотиков в готовой белорусской молочной продукции. На замечания белорусская сторона не отвечала, а уже в феврале этого года случаи выявления антибиотиков стали массовыми, и Госветфитослужба Украины решила временно ограничить ввоз белорусских молочных продуктов на свою территорию. Поддержал украинских ветеринаров и премьер-министр страны Николай Азаров. Как выразился глава украинского правительства, «лучше перестраховаться, чем недостраховаться».

2 марта по просьбе белорусской стороны состоялась встреча председателя Госветфитослужбы Украины Ивана Бисюка с первым замдиректора Департамента ветеринарии и продовольствия министерства сельского хозяйства Белоруссии Юрием Пивоварчиком. Судя по сообщениям украинцев, прогресса на переговорах не произошло. Бисюк сообщил, что белорусская сторона заявила о возможности в ближайший понедельник с 15.00 ввести запрет на импорт украинской продукции. Рынок мог быть закрыт для украинских масла, соли, кукурузы, кондитерских изделий и шрота (корма для крупного рогатого скота). Кроме того, Белоруссия как член Таможенного союза сообщила Украине о том, что будет просить поддержки у Казахстана и России о введении запрета на импорт украинской продукции и в эти страны тоже. Бисюк выразил сожаление, что украинско-белорусское сотрудничество ведется не как конструктивный диалог, а в форме ультимативных формулировок и угроз.

Заявление Минсельхозпрода означает, что Белоруссия все-таки решила пойти на компромисс. А может быть, на попятную пойдет Киев. Ведь не исключено, что торговая война на продовольственном фронте может затронуть и сферу поставок нефтепродуктов на Украину из Белоруссии. А на их долю сегодня приходится более 30% украинского рынка.